С каждым днем мы все больше начинаем задумываться об экологии и изменениях, происходящих в окружающей нас среде, в результате чего ищем всевозможные способы внедрения экологичного образа жизни в наш повседневный распорядок дня. Мы побеседовали с генеральным директором и одной из основательниц zero waste-магазина «HelloEco» Диной Огай, которая рассказала об открытии экобизнеса в Казахстане и экоосознанности, а также поделилась дальнейшими планами.

О старте экобизнеса

Наша собеседница уже более десяти лет является экологистом. Она проходила обучение по программе магистратуры в Австралии, где впервые увидела процесс сортировки вторсырья – городские улицы были оснащены не одним мусорным баком, а сразу несколькими, раздельными. Тогда-то Дина и узнала, что мусор можно и нужно разделять и, более того, если человек не делал этого или же делал это неправильно, то ему грозили достаточно большие штрафы.

«Когда я вернулась в Казахстан, то поняла, что у нас, к сожалению, для сортировки отходов не было нужной инфраструктуры, и все развивалось на волонтерских началах. Процесс замены привычных нам бытовых средств на натуральные, как и сортировки вторсырья, в то время был довольно сложный, учитывая то, что у нас тогда еще не было экомагазинов.

Несмотря на это, постепенно экоосознанность казахстанцев начала внедряться в их повседневный образ жизни: в какой-то момент люди начали осознавать, как много у них накапливается упаковки от разных средств и продуктов питания, с которой потом нужно что-то делать — либо выбрасывать, либо использовать повторно, либо сдавать на переработку»,

говорит Дина.

В любом случае, при сборе таких отходов приходилось думать, что с ними делать дальше. Вдобавок, состав бытовых средств или же продуктов оставлял желать лучшего, в результате чего люди стали больше задумываться о своем здоровье, приходя к одному выводу — нужно срочно что-то менять. Однако эти изменения было сложно начать внедрять в привычный образ жизни, так как экологичных магазинов в нашей стране практически не было.

«Либо ты ждешь, пока кто-то решит эту проблему за тебя и откроет соответствующий магазин, либо же ты сам становишься решением»,

резюмирует Дина.

Тогда и пришла в голову идея открыть магазин, где человек сможет покупать натуральные продукты, одновременно минимизируя количество упаковки.

"Экопросвещение - важная часть нашей работы": гендиректор zero waste-магазина о бизнесе и экокультуре в Казахстане

Однако не обошлось и без трудностей: так как открытие такого магазина — совершенно новое явление для казахстанского рынка, составление бизнес-плана проходило довольно сложно.

«Мы не могли спрогнозировать примерное количество продаваемых в месяц товаров и постоянно спрашивали себя: «Готов ли человек прийти к нам и покупать зубную пасту на развес?», «Будут ли женщины брать у нас декоративную косметику?», «Устроит ли их твердый вид косметических средств?»,

вспоминает наша собеседница.

Поэтому в начале своего функционирования магазин был запущен в онлайн-среде, а через полгода, когда спрос на экотовары стал заметнее, и все больше людей стали интересоваться магазином, «HelloEco» успешно перешел в оффлайн-формат.

"Экопросвещение - важная часть нашей работы": гендиректор zero waste-магазина о бизнесе и экокультуре в Казахстане

Популярные товары «HelloEco»

Конечно, выделить самые популярные товары довольно сложно. Тут все зависит от категории, в каждой из которой есть определенные средства, пользующиеся наибольшим спросом.

«Например, многоразовые восковые салфетки, являющиеся заменой пакетов и пищевой пленки, которые можно использовать до одного года. Еще один пример – шоперы, которые сейчас очень популярны. Из продуктов, наверное, к самым популярным можно отнести суперфуды – киноа, семена чиа, семена льна, зеленую гречку, которые очень любят спортсмены, вегетарианцы и веганы»,

приводит примеры гендиректор.

Помимо этого, есть популярные товары среди предметов бытовой химии, а также натуральной косметики: твердые шампуни, твердые бальзамы, твердые дезодоранты, маски для волос. Средства личной гигиены также представлены экологичными товарами, среди которых — менструальные чаши и многоразовые прокладки.

"Экопросвещение - важная часть нашей работы": гендиректор zero waste-магазина о бизнесе и экокультуре в Казахстане

"Экопросвещение - важная часть нашей работы": гендиректор zero waste-магазина о бизнесе и экокультуре в Казахстане
"Экопросвещение - важная часть нашей работы": гендиректор zero waste-магазина о бизнесе и экокультуре в Казахстане

Все вышеперечисленные товары прекрасно заменяют привычные бытовые вещи, которые не подлежат ни биоразложению, ни переработке. В дальнейшем они становятся мусором, который в лучшем случае попадает на мусорные полигоны, а в худшем – в водоемы и на открытые местности.

«В первую очередь, стоит начать задумываться о своем здоровье и здоровье ваших близких, а потом вы осознаете, какой благоприятный эффект вы также оказываете на окружающую среду»,

обращается к читателям Дина.

«HelloEco» и экомышление

Экология в настоящее время стала своего рода мейнстримом, из-за чего наблюдается сильный рост экоосознанности среди молодежи. Магазин также способствует распространению экомышления среди людей. По словам гендиректора, «HelloEco» стал неким экохабом, где собираются экоосознанные люди и те, кто хочет стать экологичнее. Команда магазина поддерживает местных производителей социальными проектами и старается просвещать каждого партнера.

«Экопросвещение — важная часть нашей работы. Человек, изменив хотя бы одну привычку в своем образе жизни, может принести большую пользу экологии»,

говорит Дина.

В магазине не просто представлены товары, но также имеется фандомат, куда можно сдать на переработку, например, алюминиевую тару.

«Людям нравится наблюдать за самим процессом сдачи вторсырья, после чего выдается статистика по количеству оставленного сырья. У нас есть отдельная станция по сбору отходов — мы принимаем пластик, алюминий, прозрачное стекло, бумагу»,

обобщает гендиректор.
"Экопросвещение - важная часть нашей работы": гендиректор zero waste-магазина о бизнесе и экокультуре в Казахстане

Экоосознанность в Казахстане

По словам Дины, если сравнивать ситуацию двухлетней давности, то сейчас заметнее стало увеличение потока людей, которым интересна тема экологии. Уровень экоосознанности растет, и казахстанцы начинают понимать, что заменять привычные бытовые вещи на более экологичные — несложно, как могло показаться на первый взгляд.

«Кроме магазина мы задействовали второе направление — экоконсалтинг с целью экологизации бизнес-процессов в компаниях. С каждым днем спрос увеличивается — руководители организаций хотят, чтобы их сотрудники были более экоосознанными, что означает только одно — за эти полтора года работы нашего магазина уровень спроса и понимания экологичности значительно вырос»,

рассказывает Дина.

Дальнейшие планы на магазин

Грандиозность заключается в будущих планах на открытие «HelloEco» не только в каждом городе, но и в каждом жилом комплексе — чтобы люди спускались в магазин как в привычные продуктовые магазины в жилых домах и покупали необходимые средства, безопасные как для здоровья, так и для окружающей среды. Команда также планирует расширение и вовсю работает над упаковкой франшизы.

«Экологичность сейчас набирает обороты, мировоззрение людей меняется, и мы, конечно, хотим поучаствовать в том, чтобы каждый человек в нашей стране был более осознанный по отношению к окружающей среде»,

подводит итог Дина.
"Экопросвещение - важная часть нашей работы": гендиректор zero waste-магазина о бизнесе и экокультуре в Казахстане

Фотографии предоставлены магазином «HelloEco»

Поделиться: