Эксперт Данил Концевой рассказал в интервью Esquire о последних экотрендах и о том, как к ним относится молодое поколение покупателей.

«Экотренды будут только укрепляться». Данил Концевой об осознанном потреблении в мире моды 

Тренду на экологию в мире моды уже не один десяток лет. Покупатель хочет «эко», и почти все крупные модные бренды громко рассказывают о своей приверженности экологичности и принципам устойчивого развития (ESG). Последние исследования в США показывают, что представители поколения Z, родившиеся после 1997 года, серьезно озабочены состоянием планеты, но при этом 88% молодых американцев заявляют, что не доверяют заявлениям брендов об окружающей среде, социальной сфере и управлении. О том, почему так происходит и как экотренды развиваются в Казахстане и России, рассказывает Данил Концевой, CEO и co-founder Digit Trading LLC, компании, которая занимается созданием одежды и обуви из материалов, направляемых на утилизацию. 

Данил, насколько серьезной является проблема воздействия текстильной индустрии на экологию?

Текстильная промышленность занимает одно из верхних мест среди отраслей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По данным Ellen MacArthur Foundation, в 2015 году экологический след от производства текстильных материалов составил 1,2 миллиарда тонн CO2. Это количество превышает выбросы углекислого газа от всех международных авиаперелетов и морских грузоперевозок.

Данил, как получилось так, что тренд на осознанное потребление и борьбу с перепроизводством стал основой вашего бизнеса?

Я пришел в бизнес, связанный с fashion, еще 18 лет назад, в 2005 году, когда присоединился к команде Nike. Работал руководителем подразделений в Walt Disney Russia и Global Brands Group. Каждая из этих корпораций декларировала свои экологические принципы, которые стали мне близки. 

Расскажите, пожалуйста, в чем суть бизнеса вашей компании? 

Мы занимаемся продажами одежды, обуви и аксессуаров на маркетплейсах в России и Казахстане. Особенность нашего бизнеса в том, что мы покупаем у производителей одежды и обуви в Азии материалы или изделия, которые они по какой-то причине произвели, но не могут продать. Например, фабрика получила крупный заказ, произвела большую партию кроссовок, а заказчик ее не выкупил, так как обанкротился. В этом случае фабрика утилизирует всю партию товара, выкинуть продукцию на свалку ей легче и выгоднее, чем искать покупателя. 

Тогда приходим мы и говорим: у нас на планете и так много мусора, давайте мы выкупим ваши невостребованные материалы и реализуем их, потому что мы эксперты в продажах.

Мы отбираем сырье и товары лучшего качества, а затем стоковую одежду и обувь мы упаковываем и продаем под своими брендами. Себестоимость нашей продукции невысока (ведь мы покупаем невостребованные вещи и материалы по низкой цене), так что мы даем нашим покупателям привлекательные цены и при этом выполняем свою миссию, делая планету чуть менее захламленной. 

Только представьте: самая обычная пара кроссовок состоит из 65 частей, среди материалов, которые используются, синтетический каучук, нейлон и пластик. Для того чтобы разложиться, синтетическому каучуку требуются до 150 лет, другим материалам до 700 лет! Кроме того, сам процесс производства обычных кроссовок несет огромную нагрузку на экологию, выбросы СО2 от индустрии производства кроссовок на азиатских фабриках составляют 350 млн тонн в год, даже целые страны, к примеру, Австралия и Италия выбрасывают в воздух меньше СО2. Что же мы можем сделать в такой ситуации? Мне кажется, что ответ очевиден, наше потребление должно стать осознанным и более экономичным, имеет смысл давать товарам вторую жизнь, вместо того, чтобы отправлять на утилизацию. 

Какой объем продукции под вашими брендами уже продается в России и Казахстане? 

Наш годовой оборот составляет более 100 миллионов рублей, это порядка сотни тысячи изделий в год, которые мы реализуем на таких площадках, как Ozon, «Вайлдберриз», «Ламода».

Мы привыкли считать, что осознанное потребление и забота о природе прежде всего важны потребителям в Европе и Америке. На ваш взгляд, этот тренд развивается в Казахстане? 

Я вижу всё больше локальных брендов, перешедших на новую модель работы – кастомизированное производство одежды и обуви под заказ, при котором не возникает перепроизводства. Производственный процесс и доставка может занимать две-три недели или даже месяц, но в итоге вещь будет сделана специально для вас. Некоторые из этих брендов декларируют свои экологические принципы, некоторые нет. Это в основном нишевые проекты, но их количество растет. И это важный экотренд как для России, так и Казахстана.

Какие еще экотренды можно назвать актуальными для Казахстана? 

Появляется всё больше экошопов – специализированной торговли экологичными товарами. Это органическая косметика, бытовая химия с разлагаемыми биоингредиентами, экологически чистые продукты питания. Есть магазины с концепцией zero waste, предлагающие товары без упаковки либо в экологичной таре.

В остальном экотренды для всего модного мира примерно одинаковы. Самый очевидный – использование в производстве одежды и обуви экологически благоприятных материалов, восстановленных материалов и тех, которые получены этически правильным образом. Простой пример – органический хлопок. Покупая футболку из такого материала, можно быть уверенным в том, что хлопок выращен без применения жесткой химии. Значит, он как минимум не вызывает аллергии. К тому же при его выращивании затрачивается намного меньше воды и электроэнергии по сравнению с обычными способами земледелия. Это называется «низким экологическим следом».

К сожалению, пока не очень большому числу потребителей во всем мире важно, как устроено производство понравившихся им вещей, насколько рационально производитель потребляет природные ресурсы, которые становятся всё более дефицитными. Наконец, насколько оно само загрязняет окружающую среду.

Платья из синтетики и из натуральных материалов имеют совершенно разные экологические «судьбы»: натуральные волокна на свалке довольно быстро перегнивают, а синтетика загрязняет почву на долгие годы. Сейчас появляются очень интересные материалы, такие как ткани на основе морских водорослей, которые очень устойчивы к внешним воздействиям и в то же время легко перерабатываются. Это биоразлагаемый и низкотоксичный текстиль. Например, в коллекции Tommy Hilfiger есть худи, изготовленные с применением материала на основе водорослей. Кстати, есть очень интересные проекты по производству одежды из натуральной рыбьей чешуи. 

Экологичные ткани – активно развивающееся направление в «зеленой» модной индустрии. Их принято называть «устойчивыми» в русле повестки устойчивого развития. Названия пока звучат экзотично: соевая ткань, кукурузная, ткань из пробкового дерева. В коллекциях известных брендов можно увидеть сумки и рюкзаки из пробкового дерева. Разработаны даже волокна из кофейной гущи. На самом деле это практичные экологически чистые материалы, у которых есть будущее. Но сегодня их производство обходится слишком дорого для массового выпуска и спроса.

Данил, отдельный пласт в модных экотрендах – создание изделий из переработанных материалов. Почему, на ваш взгляд, такой продукции на рынке России и Казахстана пока немного?

Создание новых изделий из переработанных старых – устойчивый тренд в мире моды. Но его сдерживают дороговизна и сложность процесса. Просто представьте, что вам нужно переработать кроссовки. Распороть их, отделить подошву от верха, разделить их на материалы разной фактуры, отправить на завод, отлить новую резину и проделать еще с десяток операций. Сегодня в несколько раз дешевле и проще купить новую искусственную кожу и сделать из нее кроссовки. Большинство производителей выбирает легкий путь. Крупные компании более последовательны в вопросах экологичности товаров, так как им позволяет ресурс. Например, в линейке Nike есть кроссовки, которые на 80% и более состоят из переработанных материалов. Однако это не такой уж частый случай на рынке обуви. 

Тренд на использование переработанных материалов в производстве одежды и обуви, на ваш взгляд, все-таки будет развиваться?

«Круговорот» материалов в индустрии моды только запускается, но явно будет набирать обороты. Причем на основе использования вторичных материалов и разработки новых, экологически чистых, тканей формируется направление «зеленого дизайна». Вещи должны быть не только экологичными, но и красивыми. Здесь мы подходим к вопросу об интеграции принципов устойчивости и экологичности в дизайн одежды и обуви, чтобы уменьшить воздействие на окружающую среду.

Вперед этот тренд толкают, разумеется, бренды высокого ценового сегмента. Средние и эконом-бренды обычно используют переработанные материалы и другие экотренды только в производстве лимитированных коллекций и капсул. Премиум-бренды могут позволить себе акцентировать экоповестку с большей силой. И, естественно, они используют это в своей рекламе. 

Это важная история: бренды действительно активно декларируют свою причастность принципам экологической повестки. В каждом отчете крупных компаний – от Zara до H&M – есть упоминание о новых инициативах в области устойчивого развития. Однако пока это затрагивает небольшой объём продукции в коллекции. Их можно понять, ведь быстро изменить ситуацию в мире моды и развернуться на 180 градусов в сторону экологичных способов производства вещей невозможно. Такие трансформации рынка требуют десятилетий. Но глобальный запрос на экологическую повестку есть и теперь всё зависит от слаженных действий всех сторон «треугольника» – брендов, потребителей и регуляторов рынка. Надежду на развитие экотрендов в мире дает то, что именно молодое поколение «зумеров» уже сейчас понимает важность сохранения экологии на планете и того, как на нее влияет индустрия моды. Более того, молодое поколение покупателей уже сложно обмануть. Они совсем не хотят слушать расплывчатые рассказы брендов об экологических инициативах, не доверяя словам. Они хотя четкости и ясности, подкрепленной не словом, а делом. 

Неспроста борьба с гринвошингом (трюками брендов, которые направлены на то, чтобы потребители считали их «зелеными») обозначена как тренд в индустрии моды в отчете The State of Fashion 2023, подготовленном Business of Fashion и McKinsey. 

Все это дает надежду на то, что экотренды в моде будут только укрепляться и так или иначе смещаться из лакшери-сегмента в средний и массовый. К сожалению, на это нужно время, но я уверен, что мы к этому придем.

Расскажите, пожалуйста, о ваших планах?

Сейчас мы с партнерами работаем над проектом BIKY, это линейка ультралегких детских велосипедов и беговелов для детей от полутора лет. Особенность в том, что BIKY не требует использования тренировочных колес. Дети уже после нескольких занятий могут начать кататься самостоятельно, без посторонней помощи. Даже самые маленькие могут справиться с тем, чтобы пересечь бордюр или передвинуть велосипед. Наш подход к дизайну и функциональности BIKY отражает наше стремление к предоставлению оптимального опыта как для детей, так и для их родителей.


Автор: Ольга Колтунова

Поделиться: