В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития рассматривают два варианта новых программ льготного автокредитования.

Какие машины можно будет купить по программе льготного автокредитования
Источник фото

«В первом варианте на льготное кредитование предлагается направить 150 млрд тенге с разбивкой на четыре года (на первый год – 30 млрд). Условия кредитования предлагается оставить такими же, как у старых программ, запущенных в 2015 году», — сообщил пресс-секретарь министра индустрии и инфраструктурного развития Жанжигит Омархан.

Второй предлагаемый вариант включает идею о кредитовании социально уязвимых слоев населения без первоначального взноса. На нее предлагается выделить около 100 млрд тенге из средств, аккумулированных компанией «Оператор РОП».

«Запустить новую программу льготного автокредитования планируется в течение 2022 года, после того, как какой-либо вариант проекта программы будет согласован, одобрен, принят и оформлен в соответствии со всеми полагающимися процедурами», — уточнил Омархан.

По данным «Информбюро», максимальная сумма кредита будет составлять 10 млн тенге. Приобрести по ней можно будет автомобили отечетвенной сборки. В пределах обозначенной суммы можно рассматривать локализованные модели от Lada, Chevrolet, Hyundai, Kia, Renault, JAC и УАЗ.

«В масштабах казахстанского рынка сам по себе перечень вполне внушителен, другой вопрос – фактическое наличие автомобилей на складах производителей и дилеров», — считает эксперта-аналитик по авторынку Артур Мискарян. 

По мнению члена Общества содействия автомобилистам (ОСА) и общественного совета Караганды Василия Климакова, идея льготного кредитования сама по себе неплоха, но реализуется довольно криво.

«Если деньги пойдут на рынок в существующих условиях, это приведет к удорожанию автомобилей. У нас 3,7 млн машин. В год продаётся 100 тысяч новых авто. И если мы примем эту программу, то будут продаваться те же самые сто тысяч, но по более высокой цене. Доступность транспортных средств не увеличится. Наши чиновники не понимают рыночных механизмов», — объяснил он.

Добавив, что было бы гораздо лучше разрешить покупать не только новые автомобили, но и подержанные, не старше 3-5 лет, привезенные из некоторых зарубежных стран, в том числе и обычными автоторговцами. 

Экономист Арман Байганов тоже склоняется к тому, что новая программа может привести к росту цен на авто. Последние и так дорожают по всему миру вследствие короновируса, инфляции, нехватки микрочипов. А выделение крупных средств на приобретение отечественных авто может обусловить их удорожание ещё на 10-20%.

Поделиться: