Александра Филатова – косплеер с огромным стажем. На ее счету не один запоминающийся образ, успешное участие во многих фестивалях и победа на одном из известнейших в мире конкурсов косплея в Германии. Саша рассказала нам о том, как началось ее увлечение косплеем, сколько времени можно потратить на создание образа и в какую сумму он может обойтись.
С чего началось увлечение косплеем
Я даже не знаю, что можно назвать стартом моего увлечения косплеем. Возможно, «Хоббита». Но это не в полной мере косплей, потому что это не были костюмы какого-то конкретного персонажа.
Возможно, все началось со знакомства с косплеерами. Меня тогда восхитило, что люди делают что-то совершенно потрясающее. И я думала, что сама так никогда не смогу. Но потом одна моя подруга уговорила меня все же попробовать сделать один образ. Я решила: почему бы и нет? И занялась своим первым косплеем. Это была Морриган из Dragon Age. Собирала я этот образ буквально из того, что было под рукой. Где-то помогали друзья. Самое интересное, что этот костюм до сих пор «живой», актуальный и мне он нравится.
Потом меня пригласили на фестиваль косплееров. Мне это показалось интересным и я решила принять участие в нем. Костюм для фестиваля тоже был сделан, на мой нынешний взгляд, неидеально. Но фестиваль я выиграла. Получила приз зрительских симпатий. Вот с этого момента заинтересовалась косплеем уже серьезно. И к следующему фестивалю уже готовилась более ответственно. Начала делать больше каких-то крафтовых вещей.
Вообще косплеер – это швея, электрик, сварщик, кожевенник, обувщик, кузнец, гример, парикмахер, актер. Сейчас я изучаю 3D-моделирование. Следующая цель – научиться работать с металлом. Именно ковка.
Сколько уходит на создание одного костюма
По-разному. Можно сделать костюм и за выходные. Но это не мой вариант. Я люблю все делать тщательно. Максимально близко к оригиналу. Можно создать костюм за пару месяцев. А можно и за год. Год – это, разумеется, не значит, что ты сидишь и весь год занимаешься только этим костюмом. К примеру, в работе может быть несколько образов, и время от времени ты возвращаешься к одному из них.
Мой последний костюм – Эцио Аудиторе из Assassin’s Creed – собственно, так и занял у меня год. Хорошее ускорение может придать дедлайн, в качестве которого неплохо выступает начало очередного фестиваля или конкурса.
У нас в декабре был конкурс, суть которого состояла в том, чтобы сделать костюм за 80 дней. Я взяла очень сложный образ - Бездушного в ранге Императора всея Сиродила из The Elder Scrolls – и, конечно, знала, что за это время не справлюсь. Но я решила, что попробую к конкурсу выдать максимально возможный результат. Зачем? Дело в том, что если бы не конкурс, я бы этот костюм делала, наверное, тоже год. А так я его практически на 70-80% успела сделать за 2 месяца.
Цена вопроса и монетизация хобби
Можно уложиться в 10 тыс. тенге, а можно размахнуться и на миллион. Все зависит от материалов. И, конечно же, от желания приблизиться к совершенству. В косплее нет рамок. Фактически, это как конструктор. Только у конструктора есть инструкция и детали, а косплееру детали надо создать самому и понять, как его «собрать» – тоже. И это самое интересное.
Что касается монетизации… Вообще, я делаю костюмы для души. Мне доставляет удовольствие сам процесс. А так – их можно продать. А можно выступать на разных мероприятиях. Косплееров часто зовут на игровые конвенты, всевозможные выставки и презентации. Это все, конечно же, оплачивается.
Кто-то смог монетизировать свое хобби, открыв свою мастерскую и делая костюмы на заказ – сейчас для участия в фестивале необязательно делать костюм своими руками. В косплее нет рамок. Просто, конечно же, на самодельные костюмы обращают больше внимания. И на фестивалях им отдается предпочтение.
Хобби и семейная жизнь
Все совместимо. Муж поддерживает. Подбадривает. Дарит инструменты на праздники. Он знает, что лучшим подарком будут не цветы, а инструменты. Любая техника – это моя слабость. Мужу говорю: подари мне на 8 марта реноватор. Это такая маленькая болгарка.
Эцио Аудиторе и мировая слава
Да, с этим костюмом мы в этом году заняли первое место на конкурсе косплея, на международной игровой выставке Gamescom в Германии. Выиграли мы его в тандеме с мужем. Он позировал и немного помогал делать костюм. Просто нам обоим очень нравится этот персонаж и мы постарались воссоздать образ максимально точно. Сложность заключалось в том, что в этом костюме очень много деталей. Очень много разных техник. Благодаря ему я очень серьезно продвинулась в плане новых навыков. В частности, попробовала тиснение по коже, фотополимерную печать, машинную вышивку. Первый раз я делала настолько сложное шитье.
Честно говоря, мы сами не ожидали, что выиграем. Фестиваль проходил онлайн, и когда начали объявлять победителей, мы, конечно, затаили дыхание. Объявили третье место, второе… Нас нет. Мы уже расстроились и тут объявляют победителей – это был шок. Мы даже не сразу поверили, что правильно расслышали.
Любимый образ
Францеска Финдабаир из «Ведьмака». Это никому не нужный и неизвестный персонаж, которого не было в игре. Но мне очень нравится этот костюм, нравится, как я выгляжу в нем. Да и в целом я очень люблю этого персонажа. Сейчас это один из самых любимых костюмов.
Планы на будущее
Самая большая мечта сделать Сару Керриган из StarCraft. Я, в общем-то, и в косплей пошла, чтобы сделать ее и Тираэль из Diablo. Я увидела эти костюмы у каких-то ребят из Кореи. Они меня просто поразили: как люди это делают? Мне казалось, что это нереально. Но через пару лет я подумала, что я уже что-то могу. А сейчас я уверена, что и эти образы мне уже по плечу.
Кстати, Тираель уже в процессе. Просто сейчас в приоритете другие костюмы, но доделаю его, как появится время.
Керриган же – это очень сложный костюм. Там используется латекс, мощная навороченная электроника, вплоть до программирования. Этот костюм я уже тоже начала.
Помимо этого мой муж фанат «Звездныйх войн», поэтому в планах сделать пару костюмов для него из этой вселенной. Ну и хочется сделать что-нибудь в стиле киберпанк. В прошлом году вышла игра, персонажи которой мне очень понравились. Мне вообще очень нравятся механизированные руки из киберпанка. Руки богомола – импланты, которые согласно сценарию, вживляются в руки человека.
Что касается фестивалей, то у меня была мечта поучаствовать в фестивале BlizzCon, но его пока отменили по каким-то своим причинам. Мечтаю, чтобы фестивали в принципе восстановились. Хотелось бы снова попасть на московский «ИгроМир» и Comic Con Russia. Там нет конкурса, но есть совершенно нереальная атмосфера.
Post Scriptum
Вот мы говорили о победе на Gamescom. Это, несомненно, круто. И этим можно гордиться. Но на самом деле, победа на фестивале – это не повод надеть корону в жизни. Я не люблю, когда люди зазнаются. Иногда встречаются персонажи в косплее, которые несколько свысока смотрят на новичков. Я считаю, что так нельзя. Когда я пришла на свой первый фестиваль в 2015 году, еще толком не понимая, что тут происходит, ко мне подошла какая-то девушка, которая похвалила мой костюм и очень поддержала. Я только потом узнала, что она – один из самых крутых в то время казахстанских косплееров. А тот костюм… Мне до сих пор за него стыдно и в скором времени я его разобрала. Если бы меня раскритиковали, это, возможно, было бы правильно, но я, скорее всего, опустила бы руки. А меня поддержали. И это очень много значит. Сейчас, когда я встречаю новичков, я тоже стараюсь их поддержать, помочь, подсказать. И возможно благодаря этому и они когда-нибудь выиграют свой фестиваль.