С его творчеством знаком, вероятно, каждый алматинец, хотя география зрителей совершенно не ограничена Южной столицей. Для того, чтобы познакомится с работами этого мастера совершенно не обязательно идти на выставку, в галерею или на тематические художественные странички. Картины графити-артиста всегда гораздо ближе к людям, чем работы художников в иных жанрах.

Каково это — быть мастером уличного искусства в Казахстане

Сегодня мы расскажем о том, каково это, быть мастером уличного искусства в Казахстане.

Авторство картин с подписью Repas может принадлежать одному из участников одноименной команды. Не малая часть этих работ создана нашим героем.

Андрей Repas (именно так в жизни представляется художник) в этом году празднует свое тридцатилетие. У него есть жена и прекрасный сын. Жена Андрея, кстати, тоже художник, поэтому супруги проводят вместе время не только в уютной квартире, но и нередко пересекаются на работе.

Каково это — быть мастером уличного искусства в Казахстане

Вопреки популярному мнению профессия граффити-артиста уже давно не является баловством, и даже в таком молодом государстве как Казахстан, уличное искусство становится не только инструментом самовыражения, а настоящей работой с реальными гонорарами. Причем платить за такой труд готовы не только частные заказчики, крупные бренды, но и государство. Интересен и такой факт: спальные районы, в которых появляются большие муралы, растут в цене на недвижимость. А некоторые европейские города выделяют целые кварталы для художников и приглашают мастеров краски в баллончиках на фестивали. Яркие улицы становятся центром притяжения туристов, что как следствие отлично сказывается на бюджете мегаполиса. Именно так работает креативная экономика, о которой все чаще в последние годы говорят и в нашей верхушке.

Каково это — быть мастером уличного искусства в Казахстане

Увлечение граффити появилось в девятом классе. Сначала рисование не имело поддержки со стороны родителей, но с развитием интернета Андрей смог показать все масштабы искусства в мире, получив одобрение и даже родительское финансирование своего дела. Позже начались участия во всевозможных конкурсах и фестивалях, и заслуженные награды, сертификаты и кубки. Фестивали и награды за победы в них присутствовали в жизни еще много лет, но понимание того, что кубком или грамотой за жизнь платить не получится, Андрей осознанно прокачивал свои опыт в колледже, осваивая профессию дизайнера графики. Зарабатывая на заказах, оплату за обучение художник обеспечивал самостоятельно, и родители уже искренне  поддерживали выбор профессии, видя увлеченность сына и перспективы ремесла. Важно отметить что наш герой не потомственный художник и ценитель искусства: его мама всю жизнь в торговле, а отец специалист в электронных вопросах. Что подчеркивает важность родительской поддержки увлечений своих детей. В то же время, станет ли сын художника художником, остается совершенно открытым.

Каково это — быть мастером уличного искусства в Казахстане

У артиста кризисы бывают не только финансовыми, экономическими и короновирусными, но еще и творческими. Нельзя сказать, что профессия творца в Казахстане отличается особенной стабильностью, да и недобросовестных заказчиков в этом бизнесе никто не отменял. На опыте команды REPAS были случаи когда заказчик (на секундочку предприятие из квази-государственного сектора) решил кинуть ребят на несколько миллионов тенге. Пришлось доказывать свою правоту в суде, и хорошо что к этому моменту Андрей и его коллеги уже научились выстраивать отношения на базе официальных договоров. Суд заморозил счета заказчика, и тому вдруг сразу захотелось разрешить конфликт мирно – даже предлагали рассчитаться «Газелью» и другим неожиданным имуществом предприятием. В конце концов гонорар все-таки выплатили, но сколько художников в нашей республике оказываются обманутыми… Мы не знаем и вероятно не узнаем, не ведется такой статистики. Радует что приличных заказчиков все-таки гораздо больше, и серьезный бизнес все чаще обращает свой взор в сторону профессиональных граффити-артистов. Среди больших и долгосрочных партнеров REPAS отмечают Пивзавод №1, RED BULL, MARS, EFES, DOSTYK PLAZA и SONY.

Что же касается сезонности, то в уличном искусстве она ярко выраженная. В теплое время года зарабатываются основные деньги, порой даже приходится выбирать между заказами. Зимой же все усилия сосредоточены на интерьерных проектах: инсталляции, декорации, выставки. У Андрея и у коллег по REPAS уже есть большая история, и более чем внушительное портфолио.

Команда может позволить себе выставлять чуть более высокий ценник, чем в среднем по рынку, но это будет оправдано не просто имиджевой составляющей, но гарантиями по срокам и качеству выполнения работы. К сожалению, есть среди условных конкурентов и не совсем порядочные мастера: не обходится и без демпинга, и без откровенно плохих работ. Если отбросить эмоции и рассмотреть стрит-арт исключительно с точки зрения бизнеса, то в Алматы сегодня можно зарабатывать и 10 и 15 миллионов в год, но прогнозировать прибыль все еще очень не просто. А главное, даже существующий в 2021 году спрос на художественное искусство сильно выше качественного предложения, так что городу все-еще нужны художники и это прекрасно.


Записал Сергей Мазур

Фото предоставлены автором

Поделиться: