Премьеры КазНТОБ им. Абая Нельсон Пенья и Азамат Аскаров около месяца провели в Великобритании по приглашению местных театров. У наших танцоров был весьма напряженный гастрольный график. За это время они дали порядка 25 спектаклей в разных городах. Мы решили узнать, как их встретил Туманный Альбион и каково это выходить на сцену перед искушенной английской публикой.

Каково это – казахстанским артистам балета выступать на английской сцене

Нельсон Пенья

Меня очень обрадовало это приглашение. Во-первых, мне предложили интересные партии: я танцевал принца в «Лебедином озере» и Альберта в «Жизель». Во-вторых, когда артиста вот так куда-нибудь приглашают – это лучшая мотивация. Это всегда вызов, который ты принимаешь.

Каково это – казахстанским артистам балета выступать на английской сцене

Если говорить об этих гастролях, то в Англии очень искушенная публика и очень высокий уровень оперы и балета. 

Причем, знаете, что примечательно, в Казахстане в нашем театре проходят только оперные и балетные спектакли. В Англии – во всяком случае, те театры, где мы выступали — это не театры балета. Там могут на сцене идти спектакли с актерами без участия симфонического оркестра или к, примеру, для нас — артистов балета могло не быть того, что нам необходимо: балетного класса со стойками, специального пола-покрытия. Приходилось подстраиваться под условия. И зритель, конечно, тоже другой.

Кроме того, в нашем театре публика нас знает, знает  репертуар и артистов. У многих есть свои поклонники и зритель приходит именно на них. Своих зрителей мы уже считаем практически родными, как и они нас. На гастролях такого нет. Каждый раз ты для зрителя новое лицо и  каждый раз надо что-то доказывать: если ты танцуешь хорошо – тебя принимают хорошо. Если нет… Второго шанса не будет.

Поэтому вдвойне приятно, что публика нас встретила и приняла очень тепло. В конце каждого спектакля нас ждали бурные овации. Говорят, англичане очень чопорные и холодные, но я этого не заметил. Можно сказать, было горячо.

Да собственно тепло нас встретила не только английская публика. Нам повезло с погодой. Особенно, когда мы были в Лондоне, было очень солнечно- это только добавило позитива. Ну, и конечно, еще одним плюсом стали отношения с коллегами.

Со своими партнершами по обоим спектаклям я был уже знаком и это  настоящие профи. Так что с этой стороны не было никаких ни проблем, ни недосказанности. На репетициях мы сразу нашли общий язык и разобрались, что и как будем танцевать. В результате нам было комфортно работать друг с другом.

Что касается остальных членов труппы, то и здесь было полное понимание в общение друг с другом. Со мной работали солисты балета из Англии – это очень позитивные люди. За месяц совместной работы мы не просто  делились опытом, но и много времени проводили вне театра, гуляли и общались. Это стало толчком хорошей и доброй дружбы.

Каково это – казахстанским артистам балета выступать на английской сцене

Как уже говорил, почти во всех театрах, где мы выступали не было танцевальных классов. Это усложнило задачу. Ведь урок классического танца — главная составляющая режима у артиста балета. Не было необходимых станков и приходилось разминку отрабатывать буквально у стенки или стула. Это очень неудобно. И еще немало сложностей создал карантин. Особенно в канун Нового года, когда на праздник я остался один. В другой стране, где с тобой нет семьи и друзей. Это было очень тяжело. Но когда карантин закончился, все вернулось в нужное русло и я а меня полностью поглотила работа. Стало просто некогда предаваться унынию.

Зритель всегда чувствует фальшь, чувствует энергию артиста и это каждый раз мощный энергообмен! Когда ты танцуешь просто потому, что надо станцевать спектакль, и получить деньги, танцуешь формально – публика это сразу видит, независимо от страны и театра. Зрителя никогда не обманешь- когда ты танцуешь в полную силу, с душой, когда ты веришь в то, что ты делаешь и отдаешься на сцене полностью и без остатка- получаешь в замен бурю эмоций со стороны зала!

В целом каждая поездка на гастроли – это новый опыт. Например, эти гастроли научили меня осторожности. Я понял, что нынешнее время требует соблюдения не только масочного режима, но и прочих мер безопасности. Потому что вне зависимости от того, вакцинирован ты или нет, ты можешь заболеть. А еще, что бы ни произошло, главное — это правильный настрой. Если он есть, ты сможешь преодолеть любую ситуацию. Ты справишься. В профессиональном плане, каждая новая сцена – это новый опыт и новый урок, новый шаг вперед!

Англия чудесная страна — теплая и уютная, не смотря на климат (улыбается).  В ней живут замечательные люди. Мне и раннее доводилось бывать с гастролями в Великобритании, мы танцевали с труппой КазНТОБ им. Абая в London Coliseum. И эта страна еще в прошлой поездке стала мне очень близка и любима с  ее характером, менталитетом и духом!

Азамат Аскаров

За этот период пандемии мы постоянно работали в стрессовом режиме: театр то закрывали, то открывали, были ограничения по посещению зрителей, что очень влияет на  внутренний настрой и физическую форму. Для нас самое главное в жизни и в работе- это сцена и контакт с публикой в зале. Много гастролей было отменено или перенесены на будущий год. Поэтому, конечно, когда поступило предложение выступить в английских театрах, показать себя европейской публике я обрадовался возможности «прокачать» свои профессиональные навыки, улучшить финансовые показатели и, наконец, развеяться, тем более в канун Нового года и Рождества.

Каково это – казахстанским артистам балета выступать на английской сцене

На родной сцене КазНТОБ имени Абая я танцую ведущие партии в балетных постановках. В поездке мне выпало танцевать партию злого гения — Ротбарта в «Лебедином озере» ее я хорошо знаю и много раз ее исполнял, а вот в «Щелкунчике» я выбрал партию Дроссельмейера. Здесь наоборот — ее я танцевал впервые и это феерические ощущения, потому что она требует не столько танцевальной техники, сколько актерского мастерства, игры, эмоций. Ощущения от образа совершенно новые, мне безумно понравилось входить в эту роль.

Во все времена и в любой стране мира «Щелкунчик» — детский спектакль, новогодняя сказка и только на нем видишь такое большое количество детей. И, конечно, маленькая английская публика не стала исключением и восприняла происходящее на сцене с настоящим восторгом. Взрослый зритель же всегда  погружается в гамму детских ощущений и эмоций. После спектакля многие поднимались на сцену, чтобы сфотографироваться с нами, взять автограф или ждали нас на улице —  это классно, когда тебя оценили, твое исполнение и хотят запомнить для себя этот момент, продлить его. 

Труппа, с которой мы работали была полностью интернациональна. Были ребята из Италии, Испании, Японии, Америки, России, Молдовы и, конечно, англичане. И это было очень круто.  Да и мы с Нельсоном интернационал — казах и кубинец. Это очень сильный обмен опытом. Можно было увидеть, как работают танцоры из других школ, ощутить их  мастерство и амбиции.

Каково это – казахстанским артистам балета выступать на английской сцене

Во всем мире ценится именно русская школа балета, казахская школа входит в это число. Ведь казахстанский балет – это русская школа балета, она отличается от западной и техникой, и исполнением, даже выносливостью артистов. И именно наши артисты и танцоры более востребованы и ценятся во всем мире. И ребята, с которыми мы танцевали на одной сцене оценили нашу технику и многие сказали, что наши солисты всегда на высшем уровне. Это очень приятно слышать и гордо за своих коллег. В нашем театре самый богатый репертуар постановок, ведь это старейший театр страны. У нас есть спектакли как классического жанра, которые идут на мировых сценах уже несколько веков, имеются национальные постановки- наше культурное наследие, есть и современные балеты поставленные именно для нашей труппы, которые не идут ни в одном театре мира. Потому про нас часто говорят, что мы станцуем что угодно и любой балет. (Улыбается)

Не только в профессиональном плане я получил опыт, но здорово подтянул свой английский язык. С этим помогло общение с ребятами, с которыми  мы очень сдружились и проводили вместе время не только в стенах театра. Поначалу ощущался языковой барьер и было иногда неловко, но их поддержка и деликатность убрала все сомнения и практически сразу исчезло какое либо стеснение. Месяц этот в этом плане точно не прошел даром.

Единственная сложность, которая возникла в поездке, были условия в театрах, которые не предполагают занятия в балетных классах. Вернее, их полное отсутствие. Балет всегда танцуют на специальном покрытие и линолеуме, там их не было и  бетонный пол  может стать и травматичным для артиста. Приходилось подстраиваться. И еще было достаточно прохладно в театрах и разогреться перед выходом на сцену было тяжело. Танцевать одну и ту же партию тоже начинает надоедать уже через месяц, устаешь от обыденности и рутины, ведь когда у тебя разнообразный репертуар и каждую неделю ты в новом образе это одно, а в Англии именно была игра одной партии. Это не плохо, конечно, но все же я за разнообразие.

Помимо своего языкового барьера, который был преодолён- из плюсов повседневной жизни было полное погружение в быт и жизнь в Англии. То есть, вся хозяйственная часть. Например, пока мы сидели на карантине, приходилось самому готовить, убирать за собой, то что обычно делает моя жена. (Смеется) Я всегда был хозяйственным, но после женитьбы как-то забыл об этой черте своего характера. Вот и пришлось вспомнить.

После этих гастролей я понял, что мне было бы интересно предложение поработать в каком-нибудь европейском театре, танцевать на сцене в Европе. Может быть, даже не один год. Но потом я все равно вернусь в Казахстан, к нашей публике. Она как-то  роднее.

Поделиться: