Недавно мы писали о ситуации, сложившейся вокруг арт-пространства «Дом на Барибаева, 36». В истории выселения креативного кластера всплыло имя бизнесвумен Лилии Рах, роль которой в описываемых событиях была не вполне правильно воспринята*. Esquire дает слово Лилии Рах с возможностью высказаться по данной проблеме.

Лилия Рах: «Зачем из меня делают злодейку?»

Лилия Робертовна, ситуация вокруг пространства сложилась весьма неоднозначная. Какова ваша роль в событиях вокруг «Дома на Барибаева»?

Представьте себе: вы сдаете квартиру, а мне приходится выяснять отношения с вашим предыдущим арендатором. Ситуация сама по себе просто абсурдная. Я вообще не понимаю причем в данной ситуации я? Кому-то очень хочется затащить меня в какие-то скандалы. Я совершенно не понимаю откуда в отношении меня взялось определение «скандальная». Я разве приходила на Барибаева? Разве я скандалила с арендатором или арендодателем? Ведь не я говорила «выйдите вон отсюда!» арендодателю, — это как раз-таки делала противоположная сторона.

Все было абсолютно буднично и просто. Я увидела объявление в газете, точнее на сайте «Крыша.KZ» о том, что этот дом сдается в аренду, я позвонила и уточнила – мне подтвердили эту информацию. Сообщили, что у предыдущих арендаторов срок аренды закончился и они освобождают помещение. О том, что у владельцев с предыдущими арендаторами существуют какие-то проблемы мы и не подозревали. Мы пришли встретиться с арендодателем на Барибаева, нас встречает Даурен (Даурен Тюлеев, сооснователь арт-пространства «Дом на Барибаева,36» — примечание автора) – я раньше в лицо его никогда не видела. Он весьма агрессивно нас встретил, указал на дверь и заявил, что будет судиться. Я была в полном недоумении: это здание другая организация сдает в аренду, объявлен аукцион, мы подали все документы согласно нормам. Арт-пространство уже к этому зданию никакого отношения не имеет – так почему я должна выяснять с ними отношения? Если говорить честно, это Даурен спровоцировал весь этот скандал, а не Рах. Он же знал, что договор заканчивается. Как обычно поступают люди, у которых, к примеру, заканчивается аренда на квартиру? Они идут к хозяину, ведут переговоры о продлении, обговаривают новые условия, новую цену. Если нет – спокойно расходимся. Если бы Даурен смог бы договориться о новых условиях аренды, объявление в газете не появилось бы. И мы бы никак не оказались в этой ситуации. Я просто воспользовалась законным правом отреагировать на объявление. Открытое – заметьте, а не через какой-то закрытый междусобойчик.

Возможно, скандальности этой истории добавляет то, как она выглядит со стороны, в глазах непосвященных. Мол было, демократичное арт-пространство, куда мог прийти любой человек с обычным уровнем доходов. А теперь люди боятся, что туда придет бизнес-леди Лилия Рах, и велик риск того, что теперь здесь будет место «супер-лакшери и исключительно для VIP-публики»?

Это исключительно домыслы людей. Я часто ходила в это пространство, когда там были интересные выставки, мне там очень нравилось. Руководству арт-пространства надо было позаботиться заранее. Пространство они, конечно, создали. Но вот 31 декабря от них уходит главный арендатор — «Blue Bar», а в январе уходит «KitchenBistro». И отнюдь не из-за того, что у Даурена закончилась аренда, а из-за их отношений. Осталась одна лишь «Трансформа». Почему же от Даурена уходят люди? Странное дело – от него почти все ушли, там уже почти ничего не осталось. Он не смог договорится с арендодателями, а в скандал попала я. Допустим, это была бы не Лилия Рах, а кто-то другой. Он имеет на это право? Конечно! Если бы их договор был бы продлен, а тут пришла я и требовала бы убираться – только в этом случае, такая шумиха была бы обоснованной.

Понятно, что у многих сложился стереотип – если я занимаюсь лакшери, то значит я какая-то злодейка. Как вы думаете, работая много лет в индустрии моды, у меня может быть все плохо с логистикой? Вы считаете, что возможно «лакшери» затащить на Барибаева и туда поедет весь бомонд «богатых теток»? Их территория — проспект Аль-Фараби и они там прекрасно себя чувствуют. И если я взяла пространство на Барибаева, то я хочу как раз оставить тот концепт. Я помогаю многим артистам, у меня очень хорошие отношения с театрами – поговорите с Разией Хасановой, Галиной Пьяновой и Настей Тарасовой из «АРТиШОКа». Поговорите с художниками, работы, которых я покупаю. В моих магазинах нет возможности выставлять их, а там на Барибаева, будет. Почему я не могу проводить там поп-апы? Почему-то люди решили, что я всех выкину и сделаю там «лакшери». Мне в «лакшери» и на Аль-Фараби хорошо. Но я хочу сделать для молодежи гораздо больше именно там. 

Но с театральным пространством «Трансформа», как я понял, вам договориться не удалось? 

Большой зал, где сейчас идут спектакли мне точно нужен для моего проекта. Мне очень жаль, что «Трансформа» попала в такое положение. Но тут опять-таки претензии не ко мне. Мне смешны эти разговоры в духе: «пришла Рах, всех выкинула». Опять же, если присмотреться внимательнее – там до меня от Даурена и его компании все разбежались. В последние месяцы там сплошная пустота. После аукциона я туда зашла – и удивилась тому, что почти все съехали. Если Даурену хотелось сохранить креативное пространство, это надо было делать. Поверьте, если мне повезет быть в этом пространстве, то я создам условия для того, чтобы там была крутая туса для творческих людей. У меня есть возможность приглашать учителей из модных домов и устраивать поп-апы. У меня есть опыт в организации подобных мероприятий. 

Повторюсь – мне очень жаль «Трансформу». Видно, сколько труда и души вложено в это театральное пространство. И когда я вела разговор о том, что мы по максимуму постараемся сохранить изначальную идею этого пространства, я сразу оговорилась, что два больших зала мне нужны. Но на месте «Трансформы» я бы выясняла все эти моменты с Дауреном. Почему он пошел с ними в договор, и не смог договориться с хозяевами, при том, сколько средств было потрачено на оборудование зала под театр. Я прекрасно понимаю девочек. Но я перед ними ни в чем не виновата. 

Может есть какая-то возможность найти точки соприкосновения с «Трансформой» 

Вот могу через вас передать им мою готовность им помочь. Пусть ищут помещение – я готова вкладываться в них. И с удовольствием это сделаю. Летом площадку отдам в их полное распоряжение. Я ведь даже не знала, что они там выступают. Но вопросы с «Домом на Барибаева» — к их основателям. А так я готова им помочь. Тем более, я прекрасно знаю насколько это трудная задача – искать помещение. 

Как вы в общих чертах видите себе будущее этого дома? 

Если в двух словах: бары и кафе, которые были там изначально возвращаем. Пространство казахстанских дизайнеров остается. Будут галереи, будет кинотеатр, который будет показывать фильмы о моде. Мы собираемся делать поп-апы казахстанских дизайнеров. О них надо рассказывать взахлеб всему миру. Я это вижу пространством для молодежи – пространством креативным и обучающимся. Фэшн-индустрия – это часть культуры страны и ее надо поднимать, а у меня есть такая возможность. Одним словом, я предпочитают меньше говорить, а больше делать. 

Мне очень жаль, что у тех, кто затеял эту идею «Дома на Барибаева» не удалось удержать ее на должном уровне. Я бы костьми легла. Но не через скандалы. Это тупиковый путь. 

* Редакция приносит извинения Лилии Рах за публикацию непроверенной своевременно информации


Беседовал Константин КОЗЛОВ

Поделиться: