В Алматы открылась первая персональная выставка молодой казахстанской художницы Ляззат Ханим, которая своем творчестве исследует изображение и его метаморфозы при переходах из фотографии в живопись, из материального в цифровое и обратно.

Между фотографией и живописью: чем интересны картины Ляззат Ханим

Для своих произведений она использует небольшие квадратные холсты, на которых запечатлевает мелкие детали повседневной жизни: вайфай-роутеры, провода, мебель, этикетки и бытовые приборы.

При этом Ляззат не гонится за фотографической точностью – в ее картинах отчетливо различимы мазки и погрешности мимесиса. А внимательный зритель почувствует некий баланс фотографичности и живописности.

Между фотографией и живописью: чем интересны картины Ляззат Ханим

«Процесс работы Ляззат Ханим устроен так: она делает фотографии, отбирает кадр, переносит его маслом на холст, а затем фотографирует уже картину и размещает в «Инстаграме». Ее взгляд привлекают глянцевые, гладкие предметы и их нередко сюрреалистичные сочетания, простые формы и некая пустота, застывшая в них. От фотографии стиль Ханим наследует отстраненность и беспристрастность изображения. Эстетика же обрезанных случайных кадров и необычная квадратная композиция отсылают к публикациям в «Инстаграме». Таким образом, покрытое слоем недосказанности изображение притягивает и растворяет наше внимание благодаря его переносу на холст, благодаря самой живописи», – отмечает культурная деятельница Дана Искакова. 

Между фотографией и живописью: чем интересны картины Ляззат Ханим

Экспозиция выставки разделена на две части: сначала мы попадаем в личное пространство художницы через детали интерьера ее дома, а затем в публичное – в привычный антураж мира, нередко парадоксальный.

Благодаря фотореалистичности изображений в натуральную величину создается иллюзия присутствия самой художницы. Она будто сопровождает нас по выставке: тут и там мы ловим ее отражения и тени.

Между фотографией и живописью: чем интересны картины Ляззат Ханим

Вместе с ней мы удостоверяемся, что плита выключена, замки закрыты, а на подоконнике по завету әже лежит нож.

Ее глазами мы фиксируем сохранность того, что мы оставляем после себя. Этой привычкой художницы выключать все бытовые предметы перед долгим отъездом и обязательно фиксировать выключенные приборы на телефон, а также мыслями о том, что она оставит после себя как человек и как художник, и было навеяно название выставки before i leave.

Между фотографией и живописью: чем интересны картины Ляззат Ханим

«Окружающий мир – это наш дом, тут в ежедневной рутине и происходит жизнь. Своей выставкой я приглашаю всех помедитировать и задуматься о том, как их действия важны по отношению к нам самим, окружающей среде и жизни в целом. Каждая работа несет свой месседж в простых, казалось бы, вещах, где материальное тесно связано с духовным», – делится художница.

Между фотографией и живописью: чем интересны картины Ляззат Ханим

Ляззат Ханим родилась в 1994 году в Актау, а в 2017 году окончила Parsons School of Design в Нью-Йорке в 2017 году. Сейчас же живет и работает в Алматы. Она – основательница гендерно-нейтрального экобренда 5:45 AM, участница сообщества Artcom Platform и художественного коллектива MATA, а также являлась спикером TEDxAstana.

Среди недавних выставок художницы следует отметить «Цветы зла» в Центре современной культуры YEMAA в Атырау (2022), «Инстинкт самосохранения» в Визит-центре «Аюсай» в Алматы (2021), Here There Nowhere в Центре современной культуры Tselinny в Алматы (2021).

Поделиться: