Вот уже 5 лет как существует Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК). При этом огромная часть поддержанных им проектов даже не выходит в прокат, а те что выходят не окупаются.

Министерство информации и культуры назвало самые провальные фильмы с господдержкой 
Источник фото

По данным министерства, за 5 лет существования центра профинансировано 103 проекта, из которых завершено производство 98 фильмов различных жанров на сумму 19 миллиардов тенге. В том числе 42 художественных, 23 документальных, 25 короткометражных фильмов, 8 анимационных. В кинотеатры, телевизионный и онлайн-прокат выпущено лишь 23 картины (художественные фильмы – 20, документальные фильмы – 3). 27 фильмов, снятых до 2023 года включительно, выйдут в прокат в 2024 году. 

Самым успешным с коммерческой точки зрения за весь этот период оказалась картина «Дос-Мукасан». Картина принесла прибыль, хотя и не задумывалась как коммерчески успешная. С другими же проектами все гораздо пессимистичнее. 

Фильм «Хирург» Ардака Амиркулова имел бюджет 239 миллионов тенге, а кассовые сборы в кинотеатрах составили всего 1,1 миллиона тенге.

«Боксер» режиссера Акана Сатаева стоил 900 миллионов тенге, а сборы от кинопроката не превысили и 25 миллионов тенге.

Картина «Жизнь» Эмира Байгазина собрала и вовсе мизерную сумму в 650 тысяч тенге при бюджете в полмиллиарда тенге. 

При этом, многие картины и вовсе остались лежать на полке, так и не выйдя в прокат. 

«ТОО «Турсуновфильм», руководителем которого является режиссер, писатель Ермек Турсунов с 2019 по 2021 годы получило государственную поддержку в размере 500 миллионов тенге на производство полнометражного художественного фильма «Бесмойнак». Картина в прокат не вышла. На съемки документального фильма «Бату. Исторический детектив» кинорежиссера Рашида Нугманова было выделено 192 миллиона тенге. Проект завершен в 2021 году, но зрители его не увидели. Проект «Тырналар» кинорежиссера Дамира Манабая, получивший господдержку в размере 422 миллиона тенге, в прокат до сих пор не вышел», – цитирует слова представителей министерства Tengrinews

Причиной такого явления специалисты называют и несовершенство системы промоушна, дистрибуции и проката фильмов, снятых под патронажем ГЦПНК. Равно как и равнодушие многих режиссеров, которые, получив гонорары и призы на фестивалях, не слишком заботятся о том, чтобы их фильмы увидел широкий зритель. 

Поделиться: