Вонг Кар Вай — режиссёр гонконгской Новой волны, автор «Любовного настроения», «2046» и «Чунгкингского экспресса». Новых фильмов он не снимает (за исключением рекламного ролика для YSL в 2019 году), но о его фильмах невозможно сказать, что они сохранились только в киноархивах 2000-ых. Напротив, его магия цвета и гипнотическая плавность кадра остаются свежи и обаятельны, особенно сейчас – в эру визуальной эстетики.

Мир Вонга Кар Вая: художественный язык киногения


Цвет
Фильм — это отображение отношений людей с пространством вокруг них, сказал несменный оператор Кар Вая, Кристофер Дойл. И это пространство Кар Вай наполняет цветом. Кинокартины буквально дышат цветом и то, какой показана жизнь в каждом новом фильме, таким будет и цветовое решение. Почти всегда это акцентуализация переживаемых чувств — то, о чем молчат герои расскажет цвет.

Мир Вонга Кар Вая: художественный язык киногения

Музыка
Музыка в фильмах Кар Вая не всегда с восточным акцентом (что было бы ожидаемо). Она мультикультурна – это и энергичная California Dreamin’ в «Чунгкингском экспрессе», и блуждания по ночному Гонконгу под «Кармакому» Massive Attack («Падшие ангелы»), и по-южному бархатная «Aquellos ojos verdes» Nat King Cole в «Любовном настроении». Восток, тем не менее, есть, но он небанален. Одна только легендарная Тема Юмэдзи японского композитора Сигэру Умэбаяси стала самостоятельным произведением, побуждающим смотреть фильм.

Мир Вонга Кар Вая: художественный язык киногения

Еда
В редких интервью Кар Вай повторяет, что стал бы поваром, если бы не стал режиссером. Кулинарной карьеры не состоялось, но гурманом киноискусства его безусловно можно назвать. Герои Кар Вая порой едят чаще, чем говорят — еда для них становится способом коммуникации. Ежедневный поход за лапшой в «Любовном настроении» становится поводом для свиданий двух одиноких, но состоящих в браке героев (кстати, рабочее название фильма – A Story of Food), а действие «Чунгкингского экспресса» сплетено вокруг express-закусочной в Чунгкинге – торговом районе Гонконга. Вкусно во всех смыслах.

Мир Вонга Кар Вая: художественный язык киногения

Живая импровизация
Излюбленный метод работы Вонга – снимать кино на пленку, без четкого сценария и многочисленных дублей, полагаясь на интуицию и импровизацию актеров. В его работах нет точного сценария: сюжет обрисовывается актерам только в общих чертах. Все, что мы видим на экране – это живая импровизация и личная интерпретация актеров, так, по мнению режиссера, выходит достовернее.

Анализировать фильмы Кар Вая – особое удовольствие для многих кинокритиков.

«Кино Вонга парадоксально располагается не только на перекрестке Востока и Запада, Гонконга и Голливуда, традиционного жанра и взрывного авторского стиля, постмодернизма и романтизма, синефилии и вдохновенного экспериментаторства. Пожалуй, его главная особенность — в сочетании пассионарности и хрупкости, одержимости и уязвимости, в высшей степени кинематографической — иллюзионистки соблазнительной — природы и драматического осознания тленности любых иллюзий».

Мир Вонга Кар Вая: художественный язык киногения
Поделиться: