Продюсер «Менің атым Қызболсын»: Наш фильм – это кривое зеркало.

Мужчинам пора меняться: продюсер Ерулан Кусаинов – о матриархате в кино

23 мая во всех кинотеатрах Казахстана выходит в прокат комедия «Менің атым Қызболсын». Фильм рассказывает о воспитаннике патриархальной семьи, оказавшемся в мире-перевертыше, где все наоборот – мужчины подчиняются женщинам. Кинокартина обращается к теме равенства полов и важности понимания и уважения друг друга в отношениях. В своем интервью продюсер «Менің атым Қызболсын» Ерулан Кусаинов говорит о том, что общество готово к серьезным изменениям, а мужчинам важно начать брать на себя ответственность за происходящее.

Ерулан, в названии вашего фильма «Менің атым Қызболсын» слышится горькое признание того, что с равноправием в нашей стране не так уж гладко. С каким набором идей вы подходили к проекту?

Идею создания фильма мне принес в июле 2023 года известный актер Азиз Бейшеналиев, выступивший соавтором сценария «Менің атым Қызболсын» наравне с Татьяной Пфеффер и Еленой Кигай. Сценарий, созданный еще в 2022 году, носил рабочее название «Матриархат», и, по мнению Азиза, он мог быть мне интересен. Прочитав его, я обратился к своему старшему товарищу Алмазу Малдыбаеву, генеральному директору Kinopark Multiplex Cinemas, с просьбой помочь снять по нему фильм. Алмаз Порекомендовал мне молодую компанию Moonlight Pictures, которая только заходила на кинорынок, а самое главное – пообещал предоставить сеть своих кинотеатров в качестве площадки для проката.

Вернувшись к Азизу, я сказал ему, что берусь за проект, но важно, чтобы его увидело как можно больше людей в Казахстане. Посовещавшись, мы решили, что фильм должен быть, во-первых, снят на казахском языке, во-вторых, решен в более комедийном ключе. Такую историю зрителям будет тяжело смотреть в другом жанре из-за обилия триггерных моментов, ведь сюжет завязывается на эпизодах бытового насилия. И наш проект стартовал.

Уже на читке сценария я на правах инвестора и продюсер предложил назвать фильм «Менің атым Қызболсын». Это очень смелое название, а мы и так в нашем патриархальном обществе с этим фильмом ходили по грани. В нем высмеиваются многие распространенные у нас стигмы. Лично для меня, например, было очень важен эпизод, посвященный матчествам. Статистика говорит, что в Казахстане в неполных семьях растут более 700 000 детей. По оценкам экспертов, порядка 70% отцов скрываются либо платят своим детям минимальные алименты, скрывая свой настоящий доход. На начало 2024 года в наших судах рассматриваются дела о невыплате почти 21 миллиарда тенге по всей стране, и эта статистика неуклонно растет. Думаю, что таким отцам нужно очень сильно задуматься, почему их дети должны носить их фамилию и отчество по их имени. Кроме того, через матчество в титрах мы отдали должное нашим мамам, имена которых практически всегда остаются неизвестными для общества. Эту прекрасную идею на читке предложил Азиз, и все с огромным удовольствием его поддержали.

Что касается имени Улболсын (в переводе с казахского «пусть будет мальчик»), традицию давать которое девочкам мы высмеиваем в названии – хочу сделать оговорку, что такие имена после 80-х я в обществе почти не встречаю. Хотя идеи патриархата транслируются вокруг непрерывно, в том числе и женщинами: «Ты мужчина, ты должен быть таким и сяким, от тебя все зависит». 

Название проекта стало для меня сакральным, ведь все казахские имена издревле что-то значат. Называя своих детей, мы стараемся воплотить свои мечты или предопределить их судьбу. Надеюсь, что фраза «Менің атым Қызболсын» позволит будущим молодым родителям задуматься над очень важным вопросом – «Зачем нам дети?».

Мужчинам пора меняться: продюсер Ерулан Кусаинов – о матриархате в кино

Про что этот фильм именно для вас?

Мне лично было очень важно снять этот фильм. Я пробую касаться темы гендерного неравенства в разных своих проектах и смотрю, насколько наше общество к этому готово. Посчитал, что, возможно, момент настал. Основной посыл фильма заключается в том, что сегодня главенствующую роль в Казахстане играют мужчины, от их решений зависит буквально все. Второй посыл – что мужчины должны меняться, и многие из нас к этому готовы. Нужен толчок, нужна поддержка, в том числе и со стороны женщин. 

Этот фильм как кривое зеркало показывает поведение наших мужчин со стороны. Возможно, сами женщины также смогут увидеть в нем ситуацию со стороны и понять, где они позволяют подобной несправедливости происходить – например, воспитывая из сыновей домашних тиранов и кухонных боксеров, принижая собственных невесток. Это ни в коем случае не означает, что женщины виноваты в нынешнем статус-кво – подчеркну, основная ответственность лежит на мужчинах. А женщинам я предлагаю сделать определенные выводы. Например, важно понять, что разводиться – не стыдно, а вот терпеть унижения и насилие нельзя, даже если это ұят.

Как рождался фильм – он наверняка был задуман еще до «дела Салтанат»? Но при этом все равно ставил своей целью поддержать женщин еще до того, как это стало настолько распространенным?

Я давно занимаюсь медиа, и в своих проектах – ER-BATYR, «Осколки», Urpaq – транслирую, например, идею того, что в зоне ответственности мужчины всегда должна находиться семья. Он должен не только предоставить своей супруге шанс реализоваться в социальном поле, но и дать ей возможность стать матерью, которая сможет охватить своих детей любовью, а детям, в свою очередь, возможность эту любовь получить и быть счастливыми. На мой взгляд, это ключевая задача мужчины как мужа и отца.

Что касается «дела Салтанат» – мы начали снимать фильм в сентябре 2023 года, в октябре съемки были закончены. В ноябре произошло это ужасное, резонансное событие и стало ясно, что оно не только повлияет на отношение к домашнему насилию в нашей стране, но и начнет менять взгляд на роль женщин в семье и обществе. Мы предположили, что у нас появятся проблемы с прокатом: дело в том, что в «Менің атым Қызболсын» многое перекликается с этим громким процессом. Начиная с роговых очков, которые носит женщина-насильница, заканчивая уликами, взятыми из телефонной переписки – в фильме жертва также отправляла подруге фотографии своих побоев. Так получилось, что одна из героинь фильма даже внешне похожа на Карину Мамаш, жену советника посла в ОАЭ, заявившую о побоях со стороны мужа. 

Совпадений столько, что зритель может подумать, что мы начали снимать «на хайпе» после этих событий. А совпадения в любом случае будут, потому что в фильме показаны обобщенные образы. Поймите, это только шедевры все разные – а издевательства все похожи. Одно насилие похоже на другое, просто результат разный. Я уверен, что столкнувшиеся с насилием люди так или иначе в нашем фильме увидят сходство с тем, что они испытали.

Признаться, в какой-то момент я был готов убрать уже снятый фильм на полку и никому его не показывать, чтобы еще больше не травмировать людей. В итоге мы переносили премьеру четыре раза, и закрытый показ для неравнодушных лидеров мнений прошел только 13 мая, как раз в день оглашения приговора по «делу Салтанат».

Если же говорить про закон о криминализации домашнего насилия – даже после его принятия подобные преступления будут происходить. Закон – это база, ему подчинится большинство, но всегда будут те, которые станут его нарушать. Чтобы закон стал действовать максимально эффективно, в обществе необходима нулевая терпимость к насильникам. Когда, избив жену или ребенка, ты становишься нерукопожатным. Об этом нельзя молчать, это нужно пресекать на корню, и тогда мы получим новое поколение, не приемлющее насилие в принципе. Таким образом мы сможем прервать порочный круг.

Мужчинам пора меняться: продюсер Ерулан Кусаинов – о матриархате в кино

Именно поэтому вы выбрали для воплощения своих идей комедию?

Мы выбрали этот традиционно легкий жанр, чтобы получить как можно больший охват. Кроме того, очень серьезные триггерные вещи можно смотреть и при этом не «выпасть» только в такой подаче. Смех позволяет человеку не травмироваться в моменте. Вторая причина – нам важно было, чтобы люди досмотрели фильм до конца, необходимо было познакомить зрителя с нашим высказыванием целиком, транслировать все идеи.

Можно ли сказать, что ваша картина наследует культовым кинокомедиям? Какие бенчмарки вы держали у себя в голове?

Мы действительно выбирали бенчмарки – например, посмотрели все картины, получившие «Оскар» за последние пять лет. Четыре из пяти наград получали драмеди или трагедии с элементами комедии – в них говорится о серьезнейших вещах, но с улыбкой. Поэтому мы решили двигаться в эту сторону.

Чью работу на съемочной площадке вы готовы отметить?

Я хочу отметить абсолютно весь актерский состав, режиссера Максата Оспанова и оператора Канатжана Мырзагалиева. Каждый из них является важной частью этого фильма.

Для меня важна не цель, а путь к этой цели. И самое важное – с кем ты идешь по этому пути. 

Смотрите «Менің атым Қызболсын» с 23 мая 2024 года во всех кинотеатрах Казахстана.

Поделиться: