К двадцатилетию появления Facebook уместно вспомнить, какой путь прошли за это время соцсети. Без одних сегодня сложно представить нашу жизнь, другие возникли и исчезли в никуда, будто их никогда и не было. Сегодня Esquire продолжает вспоминать путь, пройдённый разными соцсетями.

Мы попали в сети. Часть 2: YouTube между Твиттером и Телеграмом
Источник фото

YouTube

Специалисты и обыватель по сей день спорят: считать ли социальной сетью этот видеохостинг. Но одно можно считать точно – он перевернул жизнь всего человечества. До появления этой соцсети казалось, что ничего не угрожает телевидению как главному средству массовой информации на планете. Причём поначалу даже не верилось, что именно YouTube вынесет ему приговор. Когда в 2006-м году детище студентов Иллинойского университета Стива Чена и Джаведа Карима и студента Университета Пенсильвании Чада Херли купил Google, последствия этого события сразу оценили не все. Что в общем-то объяснимо – тогда YouTube на 90% состоял из слитого туда домашнего видео.

Мы попали в сети. Часть 2: YouTube между Твиттером и Телеграмом

Лишь середине 2010-х годов YouTube догадается ретранслировать телевизионные передачи и вообще шире – телевизионный контент, это окажется очень востребовано. А а со второй половины 2010-х на производство YouTube-контента будут брошены самые сильные телевизионные и киношные производственные мощности. А телевидение окажется в позиции догоняющего. На советском пространстве ситуацию серьезно исправит 2022 год, когда из ютуба удалят практически все официальное российское телевидение.

В Казахстане же в 2020-е годы YouTube явно переживает подъём – теперь там не только любительское съемка, желтуха и звёздная шелуха, но и профессиональная журналистика. Что ещё более обостряет востребованность YouTube при очень низком качестве отечественного телевидения.

Твиттер (Х)

Эта соцсеть в свое время сильно способствовала увеличению скорости распространения информации. В отличие от ЖЖ, Фейсбука и ВКонтакте, он был явно нацелен на более легкие посты. Как шутили многие после — Инстаграм без фотографий. Действительно, именно Твиттер из всех соцсетей ввел хэштеги. Многие со временем стали мемами. Сегодня уже чуть подзабылось знаменитое #давайдосвиданья! А ведь пошло оно именно из Твиттера.

Особенно Твиттер пришелся в пору для разного рода прямых трансляций. Например, послания и судьбоносные обращения президентов, которые как раз очень легко делить на маленькие сообщения, вычленяя самую суть. Или же сообщения о чрезвычайных ситуациях. Понятное дело, что с такой же быстрой скоростью стали распространяться не только официальные сообщения, но и сплетни с фейками.

Мы попали в сети. Часть 2: YouTube между Твиттером и Телеграмом

В последние годы Твиттер стал участником политических баталий. Страсти вокруг аккаунта Дональда Трампа – настоящая политическая мыльная опера. Блокировка после призывов к штурму Капитолия, разблокировка после покупки Твиттера миллиардером Илоном Маском, взломы, фейковые сообщения о смерти, опять блокировка. Истории нет конца.

К слову, после того как Twitter переименовался в X и стал собственностью Илона Маска, эту соцсеть стали подозревать в том, что она стала медиа-оружием в руках эксцентричного магната. И стала чуть ли рупором консерваторов всего мира. Впрочем, для соцсетей такого уровня эти споры не новы.

Твиттер был популярен в Казахстане, когда скорость интернета оставляла желать лучшего и сообщения в 140 знаков были самым быстрым способом сообщить людям какую-то новость и быстро обмениваться мнениями. Со временем в Казахстане скорость стала быстрее, чем в Токио и стало возможным смотреть на гаджетах и YouTube и Инстаграм. И со временем народ стал остывать к Твиттеру. Но, скажем, когда происходит землетрясение, то люди в первую очередь лезут в Твиттер. И это самый простой способ проверить: показались ли тебе толчки или они действительно произошли, – рассказывает казахстанский блогер Алишер Еликбаев.

Телеграм

Детище создателя «Вконтакте» Павла Дурова, сделанное им уже в эмиграции, пожалуй, превзошло его дебют, сделанный на родине. Сначала он вроде бы ничем не отличался от обычного мессенджера, хотя главной его фишкой впоследствии стали каналы, площадки для распространения информации. По сей день эта функция до сих пор весьма спорная.

Мы попали в сети. Часть 2: YouTube между Твиттером и Телеграмом
Источник фото

Во-первых, потому что пользуют ее все кому не лень, в том числе и не только «в мирных целях». Но Павел Дуров стоял на своем до последнего – Телеграм был, есть и будет конфиденциальным и там не будет места цензуре. Телеграм так и не сдает «ключи» — инструменты декодирования переписки, в связи с чем «телега» обрела статус самой безопасной соцсети. Хотя многие к этому утверждению относятся весьма скептически.

Мы попали в сети. Часть 2: YouTube между Твиттером и Телеграмом

– Телеграм превратился в территорию анонимных каналов, которые выливают тонны непроверенной информации на читателя, манипируя общественным мнением. Это трудно назвать влиянием, но определенный негативный эффект это имеет. Сейчас ценится как раз открытость, а не анонимность. Когда ты можешь получить за свое мнение по морде, ты трижды подумаешь, чем выкладывать свое мнение туда, — считает Алишер Еликбаев.

Мой Мир

Во второй половине «нулевых» ноздря в ноздрю с «Контактом» и «Одноклассниками» шел мой мир. Тогда еще многие пользовались мессенджером для переписки – М-агентом – и автоматически регистрировались и в Моем Мире. Формально соцсеть существует и сегодня, но уже в 2010-х ее популярность и влияние стали постепенно сходить на нет. В «Одноклассниках» была бОльшая аудитория, а в «ВК» больше развлечений. Кроме того, Мир так и не обзавелся полноценной видеоплощадкой, что оказалось решающим недостатком. А делать ставку на информацию в век усиливающейся политической цензуры – дело безнадежное. «Мой Мир», по сути, сегодня пребывает в коматозном состоянии.

Мы попали в сети. Часть 2: YouTube между Твиттером и Телеграмом


Linkedin

Этой платформе так и не удалось стать главной для обмена трудовыми контактами. На постсоветском пространстве таковым в этом качестве стал HeadHunter. Линкедину же фактически пришлось ретироваться с рынка из-за споров о хранении личных данных пользователя.

Мы попали в сети. Часть 2: YouTube между Твиттером и Телеграмом


Клабхаус

Всплеск популярности этой соцсети необъясним ничем другим, кроме как пандемией. Именно тогда люди, соскучившиеся по живому общению, буквально набросились на новую соцсеть, в которой подписчики обмениваются аудиосообщениями и говорят в прямом эфире, не светя лицами. За один только год капитализация приложения достигла миллиарда долларов, но стоило отменить все ограничения, связанные с ковидом, про соцсеть эту все забыли, будто и не существовало такой вовсе!

Мы попали в сети. Часть 2: YouTube между Твиттером и Телеграмом


Соцсети – политическое оружие?

А насколько велико политическое влияние социальных сетей? Ведь тот же ЖЖ блокировали явно по политическим причинам. А еще многие помнят, как стримы опального Мухтара Аблязова в YouTube становились причиной блокировок не то, что отдельных соцсетей, а интернета в целом.
Арабская весна 2011 года у многих в политическом жаргоне осталась как «твиттерная революция», посему как только начинаются политические волнения, казахстанские власти почти сразу начинают глушить соцсети. Ну а отключение интернета в дни «Кантара» помнят, пожалуй, все.

Мы попали в сети. Часть 2: YouTube между Твиттером и Телеграмом


Слово политологу Андрею Чеботареву:

– Ситуация с социальными сетями в Казахстане выглядит неоднозначно. С одной стороны они стали неотъемлемой частью нашего общества и используются различными гражданами, общественными организациями для взаимодействия с государством и его органами. Хорошей тенденцией является то, что государство тоже использует соцсети не только в информационных, пропагандистских целях, но и для взаимодействия с обществом. То есть, идет обратная связь. Это видно по тому, как реагируют представители госорганов на их громкие заявления и обращения по острым вопросам.
С другой стороны, я бы не стал преувеличивать значение соцсетей как механизма политической мобилизации. Если посмотреть аккаунты гражданских активистов, оппозиционеров, которые призывают своих сторонников выйти на митинги, этим призывам следуют единицы, хотя лайками и комментариями их поддерживают чуть ли не все их подписчики.
Если обратить внимания на прошлогоднюю предвыборную парламентскую кампанию, ряд известных людей сделали ставку на социальные сети. И, на мой взгляд, очень ошибочно. Не все из их подписчиков и поклонников в соцсетях оказались их избирателями. Поэтому те же политические партии, когда работают в соцсетях, больше делают ставку на коммуникацию с гражданами, нежели на источник поддержки.
Через соцсети идут большие потоки информации, но они никогда не заменят масс-медиа, потому как последние подают новости, тогда как в соцсетях сделан акцент на индивидуальную информацию, когда блогер делится информацией о себе, о своем проекте. По сравнению с масс-медиа соцсети ведущую роль не играют.
Но чтобы в полной мере понять степень влияния социальных сетей на публику, нужно провести серьезное социологическое исследование, учитывая все изменения последнего времени.

Автор: Константин КОЗЛОВ

Поделиться: