Журналист Айнур Мазибаева побывала на родине великого поэта и просветителя, увидела знаковые памятники, услышала рассказы местных жителей и узнала то, о чем вы никогда не прочтете в знаменитом романе Путь Абая.

Самое лучшее время для поездки в урочище Жидебай – середина весны,   когда еще нет палящего зноя и степь не так однообразна. Дом-музей Абая Кунанбаева и мавзолейный комплекс Абая-Шакарима находятся в 180 км от города Семей (бывший Семипалатинск) и в юбилейные годы энтузиасты совершают туда пешие походы.

Первое, что удивит многих, во время путешествия на родину Абая –  насколько далеко в степь продвинулись границы города. Какое-то время назад территория Семея расширилась за счет нескольких районов и если бы мне вовремя не указали на дорожный указатель «Абай ауданы» (Абайский район) с надписью «Қош келдіңіздер!», то я бы пропустила эту линию из-за убаюкивающего, без единого деревца и холмов степного пейзажа. Через несколько минут на трассе вас ждет следующий указатель и небольшое открытие — оказывается Абай родился не в урочище Жидебай, как считают многие, а чуть ближе к городу, в местечке под названием Каскабулак. Здесь есть ручей, который единственный здесь течет в противоположную от города сторону, он-то и дал название месту. Каскабулак был стоянкой аула волостного правителя бия Кунанбая Ускенбаева, у которого летом 1845 года родился мальчик по имени Ибрагим, больше известный миру как Абай.

На пути к АбаюМемориальный знак в местности Каскабулак указывает на место рождения великого земляка.

Новая остановка связана с местной легендой о трагической любви девушки Енлик и джигита Кебек. Они считаются жертвами межродовой вражды: красавица была просватана другому мужчине, но сбежала с любимым, оскорбленные сваты начали мстить, и конфликт урегулировал местный бий, приговорив влюбленных к смерти. Енлик и Кебеку накинули на шеи арканы, привязанные к хвостам лошадей, которых затем пустили вскачь по степи. Влюбленных похоронили в одной могиле, теперь на этом месте стоит обелиск. История Енлик и Кебек описанная в 19 веке, вошла в сокровищницу казахской  литературы в виде поэмы «Енлик-Кебек». Судя по многочисленным ленточкам на цепях вокруг памятника, это весьма популярная достопримечательность края.

На пути к АбаюПо рассказам, у Енлик и Кебека был ребенок и местные жители до сих пор верят, что где-то еще живы потомки легендарной пары.

На основной трассе в сторону Жидебая есть поворот с табличкой «Акшокы» – последовав за ней, через 21 км по асфальтированной дороге попадаешь на еще одну зимовку аула Кунанбая. Это место примечательно тем, что здесь сохранилось родовое кладбище Ускенбаевых: Кунанбая, некоторых его детей,  братьев, невесток, а также одного из сыновей Абая (в браке с тремя женами у поэта родилось 20 детей). Не всем опять же известно, что сначала отец выделил земли Жидебая младшему сыну Оспану, сам же откочевал в другое место, а уже впоследствии урочище унаследовал Абай. Мазары на кладбище Акшокы недавно привели в порядок, огородили. И это наглядное свидетельство того, как сильно изменилось всеобщее восприятие личности отца великого Абая. Если в советское время Кунанбай считался деспотичным правителем, почти антагонистом своего прогрессивного сына, то в независимом Казахстане его именуют Кунанбай-кажи, как человека, совершившего хадж в Мекку, посвящают ему статьи, отмечают юбилей и сняли фильм, реабилитирующий его дела и поступки.

На пути к Абаю

Надгробный камень от президентской партии «Отан» с некоторой долей фантазии можно считать своеобразной политической реабилитацией отца Абая.  

Дом-музей Абая, его обустройство и внутреннее оформление  представляет собой пример того, как в конце 19 века менялся традиционный уклад кочевой жизни. Экскурсоводы рассказывали, что при проектировании дома учитывались пожелания Абая. Например, в комнатах установлены вполне себе городские печи. Впрочем, чему удивляться, ведь Абай регулярно ездил по делам в город. А вот к чему я была совсем не готова, так это к тому, что увижу среди экспонатов… зубной протез Абая. Если его лечили семипалатинские стоматологи, то пожалуй, лучшей рекламы им сложно придумать. Еще в музее мне показали самодельные шашки из асыков, который сделал Абай, а также набор тогыз-кумалак. Оказывается, это была настоящая страсть поэта, он готов был играть в тогыз-кумалак сутками напролет и даже выступал судьей на местных соревнованиях по игре, которую иногда называют алгеброй для чабанов.                          На пути к АбаюЛичные вещи Абая Кунанбаева.

Раньше недалеко от дома было несколько колодцев, один из них сегодня восстановлен. Его называют колодец Кунанбая. А самым впечатляющим объектом, венчающим заповедник-музей, является огромный мавзолей Абая-Шакарима. Внутри сохранилась памятная доска, которую еще в 1940-х годах установили земляки и Мухтар Ауэзов. Писатель, кстати, приходился внучатым племянником Абаю.

На пути к АбаюНа памятной доске 1940-х годов казахская надпись выполнена актуальной нынче латиницей.

Здесь же в урочище Жидебай покоятся любимая бабушка и мать Абая — Зере и Улжан. Еще одна малоизвестная деталь связана с бабушкой поэта. Судя по сохранившимся описаниям, у нее было то, что сегодня  называется пирсингом, невестой она приехала в аул жениха с серьгой в носу (в те времена у кочевников это считалось оберегом) и поэтому в замужестве ей дали второе имя — Зере (в девичестве она звалась Токбала).


Айнур Мазибаева

 

Не забудьте подписаться на текущий номер
Поделиться: