Нынешний учебный год запомнился дистанционкой, поправками в закон об образвании и закрытием многих ВУЗов. А прежде всего, пожалуй, миллионами нервных клеток, павшими в попытках разобраться, где учиться, как учиться, что с этим всем делать и когда все это кончится.

child
Источник фото

Надо сказать, среди пользователей Казнета по поводу образования молодого поколения – и, в общем-то неважно, речь идет о среднем или высшем образовании – преобладают весьма пессимистичные настроения. Похоже, вера в отечественное образование окончательно затонула в постковидной реальности.

Итак, дистанционка…

«Мамы в ожидании, какой будет формат учебного 2021-2022 года, тут слушок пошел опять в on-lain. Настроение у мам тревожное. В Казахстане проживают 6 110 156 детей в возрасте от 0 до 17 лет, что составляет около 31% населения страны (2020 г.). Из них более 50% — 3,3 млн детей школьного возраста. Какими растут наши дети!? Какой у нас будущий человеческий капитал? При нормальном офф-лайн формате не шибко хорошо было», — размышляет Жума Таж

Многие пользователи задаются вопросом, почему за основу отечественной  образовательной платформы обучения не взяли платформы, которые давно и успешно работают в других странах. Хотя бы у наших соседей.

 «А теперь вопросы к Минобрнауки. Почему, вкладывая в систему НИШ колоссальные средства из госбюджета, так и не была создана казахстанская государственная образовательная платформа, подобная РЭШ («Российская электронная школа» — Esquire). Почему эта сфера отдана на откуп Bilim Media Group и лично ее владельцу Рауан Кенжеханулы? Почему министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов упорно не замечает российский опыт и вместо того, что бы просто использовать его лучшие решения и технологии, как в случае с Күнделік, вновь и вновь заявляет о собственно казахстанских разработках и «инновациях»?

Впрочем, ответы на эти вопросы лежат на поверхности. Это, прежде всего, неэффективность деятельности самого МОН РК, его идеологическая зашоренность, а порой и показуха. А еще и не желание признать, что при отсутствии в Казахстане выдающих ученных, передовой научной базы и прорывных разработок в области начального и среднего образования, наша страна в настоящий момент не состоянии создать современную образовательную систему, включая электронные платформы, технологии и методики обучения», — пишет Владимир Волошин

К слову, в начале года многие родители решили, что российские образовательные платформы – неплохая альтернатива. Во всяком случае, до тех пор, пока не появятся качественные отечественные. Однако заниматься доработкой наших платформ никто не стал. Вместо этого казахстанским родителям просто запретили «отдавать» детей в российские онлайн-школы.

18 января 2021 года вступили в силу поправки в закон об образовании. Изменений много, но скандальным стал новый пункт 3 статьи 49 «Права и обязанности родителей и иных законных представителей». Вот он: «Родители и иные законные представители детей, являющихся гражданами Рес­публики Казахстан и постоянно проживающих в Республике Казахстан, обязаны обеспечить получение ими среднего образования в организациях образования Республики Казахстан или в международных школах, имеющих лицензию на занятие образовательной деятельностью по общеобразовательным учебным программам основного среднего, общего среднего образования, находящихся на территории Республики Казахстана, за исключением детей, выехавших в зарубежные страны в установленном законодательством Респуб­лики Казахстан порядке».

«Какое вы имеете право диктовать МНЕ, человеку, который единственный несет ответственность за будущее своих детей — ГДЕ мне их обучать??? Какое вы имеете право ЗАПРЕЩАТЬ моим детям получать КАЧЕСТВЕННОЕ и ДОСТОЙНОЕ образование за МОЙ СЧЕТ, а не за государственный???

Какое вы имеете право, не сумев создать систему образования, а только разрушив то, что было, ЗАПРЕЩАТЬ и ОГРАНИЧИВАТЬ родителей в попытках все таки извернуться и дать своему ребёнку достойное среднее образование? Чтобы не дебилом он из средней школы вышел, а имел хоть какие-то шансы на дальнейшее обучение!!!

Наше Министерство Образования, это дно, которое этими изменениями расписалось в собственном бессилии. Да, у нас хреновое образование, да, мы не можем и НЕ ХОТИМ решать эту проблему — мы просто ЗАПРЕТИМ вам, и никуда вы не денетесь!!!», — возмущается поправками Ольга Агапова.

«Думала, думаю и знаю, что нашему государству не нужны ни умные, ни здоровые граждане! И, это ПЕЧАЛЬНО, господа!!!», — делится мнением  Гульмира Койчугулова.

Впрочем, по мнению депутата мажилиса парламента РК Ирины Смирновой «дистанционное обучение в 2020-2021 годах вытащило на поверхность очень многие проблемы образования, в том числе и недостаточный уровень квалификации некоторых педагогов».

«Начать нужно с министерства, там тоже умных нет», — считает Таня Ерофеева.

«Образованность никому не нужна, лишь бы получить диплом. А в образовательных учреждениях лишь бы сдать отчет и все. Отчет они умеют сдавать», — объясняет проблемы с кадрами Jibek Kazbekovna.

К слову, говоря отечественные ВУЗы – это тоже больная тема и любимая мозоль в этом году. И мы сейчас даже не о «некачественном и непрестижном» казахстанском образовании.   А о том, что в республике в 2020-21 учебном году закрыли старейшие ВУЗы страны. Просто отобрав лицензии по предписаниям, составленным МОН РК.

«Обоснованность и объективность выставляемых требований никто не проверял. Позиция судов в Казахстане давно известна, — все в угоду госорганов, а не в интересах государства и общества», — уточняет момент с лицензиями Kussainova Lazzat.

«Есть мнение, что идет передел (я бы сказала беспредел) в этой сфере. Я уже делилась постом Сергея Лобаха, в котором он рассказывает о том, как закрыли в СКО колледж с 90-летней историей, а колледж был сельскохозяйственный, то есть он мог покрывать нужды региона в этом направлении. Ощущение, что осуществляется диверсия против отечественного образования», — предполагает Nurgul Abildina

«В Казахстане насчитывается около 130 высших учебных заведений. Большинство из них принадлежит людям из коридоров власти — бывшим министрам, высокопоставленным лицам или их родственникам. Жены и дети чиновников, время от времени заявляющих о необходимости реформ в сфере образования и науки, владеют университетами и колледжами. Думаю, что мало у кого остались иллюзии в отношении планов владельцев частных вузов на наших с вами детей», — пишет Владимир Волошин.

«Важный момент: только за 9 месяцев 2020 года Министерство образования и науки РК лишило лицензий 25 вузов страны. Слабое развитие высшего образования способствует оттоку талантливой молодежи. За последние 7 лет количество казахстанских студентов, выезжающих за рубеж, выросло в 2 раза.

Только вдумайтесь: более 100 тысяч наших соотечественников получают высшее образование в 130 странах мира. В самом Казахстане на сегодня высшим образованием охвачено лишь 62% населения. К примеру, в России этот показатель составляет 82%, а в Южной Корее — 94%, в Ирландии — 78%, в Беларуси — 81%», — приводит статистические данные Алуа Конарова 

Причем, как становится ясно из комментариев, для многих казахстанцев зарубежное образование – это не осознанный выбор или прихоть, а  печальная необходимость.

«Это вынужденная мера для казахстанских семей в связи с полной деградацией систем науки и образования», — объясняет массовые отъезд казахстанских студентов Шолпан Есмухамбетова.

И такое решение далеко не всем дается просто.

«Чтобы учить мою племянницу в Москве, брат продал квартиру. И другие случаи я знаю, когда люди свои квартиры продают», — рассказывает Jhanar Suleimanova.

К слову, как оказалось закрылись в этом году не только ВУЗы.

«Недавно мне в руки попал один документ, который напоминает план по нанесению очередного огневого удара по остаткам качественного и доступного образования, которые еще остались в Казахстане. Речь идет о постановлении акимата города Алматы 1/149 от 25 февраля 2021 года под названием «О некоторых вопросах коммунальной собственности города Алматы», где говорится о том, что в соответствии с Законом РК от 1 марта 2011 гола «О государственном имуществе» и постановлением правительства РК от 29 декабря 2020 года №908 «О некоторых вопросах приватизации на 2021 – 2025 годы», утверждается перечень организаций коммунальной собственности, которые хотят выставить на торги в рамках приватизации.

И в списке разных ТОО, которые государство хочет продать, вдруг оказались не одна, а целых три алматинские школы имеющих статус Государственных коммунальных казенных предприятий (ГККП): Детская музыкальная школа №3 им. С.Прокофьева, которая была основана еще в 1964 году; Детская музыкальная школа №1 (Хоровая), действующая с 1983 года и Детская музыкальная школа №11, открытие которой произошло в 1973 году.

Обычно, у нас приватизируют государственную собственность по двум причинам. Либо жирные куски приглянулись кому-либо во власти или лицам аффилированных с ними. Либо пытаются избавиться от лишнего балласта под громкими лозунгами оптимизации структуры государственной собственности. В случае с этими школами, явно виден второй вариант», — поделился тогами своего расследования Досым Сатпаев

«Если бы они еще это понимали… Они сегодня живут по принципу: после меня, хоть потоп…», — комментирует Анар Мукашева.

«Почти 90 лет назад красный террор сделал подобное, уничтожив умных людей, сейчас идёт то же самое, только рассчитанное на долгосрочный период, так могут делать только китайцы и их купленные марионетки в правительстве республики. Их дети уже давно не граждане Казахстана, поэтому и сливают страну. Будущее поколение бездарных людей очень на руку тем, кто придет захватывать земли», — делится предположением Azamat Ruslanuly.

 «Уничтожение системы советского образования дало рост «популяции» Шариковых…», — пишет  Dosanov Dosanov.

«Нет ничего общего между словами: Образование и Казахстан. Это как Африка и Киндзмараули. К сожалению», — резюмирует Руслан Чердабаев.

Поделиться: