В прокат Казахстана вышел фильм «День первый» — спин-офф трилогии «Тихое место», посвященной пришельцам с феноменальным слухом. Рассказываем, стоит ли тратить время на ответвление саги, некогда покорившей зрителей всего мира.
В 2016 году комедийный актер Джон Красински, подобно Джордану Пилу, вдруг ударился в постановку хорроров. И, надо признать, справился с задачей не хуже коллеги. Его кинокартина «Тихое место» стала одним из главных жанровых хитов десятилетия, не в последнюю очередь благодаря экспериментальному подходу: в ней почти полностью отсутствовали диалоги. Идея создания немого фильма ужасов принадлежала Брайану Вудсу и Скотту Беку, большим поклонникам творчества Чарли Чаплина и Жака Тати. Студентами они придумали концепт, согласно которому монстры в духе Чужих не могли видеть, но очень хорошо слышали, вследствие чего выжившим приходилось соблюдать идеальную тишину. Однажды эта идея, прежде отвергавшаяся студиями, попала в руки Красински, превратившему бессловесный сай-фай хоррор в кино о том, как страшно быть родителями.
Первая часть «Тихого места» возымела колоссальный успех, так что вторая не заставила себя долго ждать. И вновь триумф. Подустав от жанра, Красински отложил производство триквела, переключившись на другие проекты, а Paramount тем временем дала зеленый свет спин-оффу «День первый». В новом фильме рассказывается о Сэм — поэтессе из Нью-Йорка, умирающей от рака. Пребывая на последней стадии, она уже давно смирилась со скорой смертью, доживая остаток дней в стационаре для онкобольных. Все меняется, когда во время редкой вылазки в город Сэм становится свидетельницей вторжения инопланетян, охотящихся на слух. Чтобы спастись, женщине потребуется передвигаться по разрушенному городу, не издавая ни единого звука.
Изначально постановкой спин-оффа должен был заниматься Джефф Николс, работавший над фильмом «Мад» и вышедшей в этом месяце лентой «Байкеры». Однако он покинул проект, а его место занял молодой талант Майкл Сарноски. Выбор обусловлен тем, что Красински остался под впечатлением от независимой драмы «Свинья» — прошлой работы инди-режиссера, где блистал Николас Кейдж. В «Дне первом» центральная роль досталась Лупите Нионго — другой оскароносной звезде, регулярно пробующей свои силы в хоррорах. В частности, одну из своих лучших ролей актриса сыграла в «Мы» уже упомянутого Пила, воплотив там сразу два колоритных образа. И именно вокруг нее строится все повествование спин-оффа «Тихого места», в то время как прочие люди, коих на сей раз непривычно много, выступают преимущественно пушечным мясом. Повезло разве что Джозефу Куинну — тому самому металлисту из «Очень странных дел», здесь играющему затюканного офисного планктона. Да и тот вводится в сюжет лишь ко второй половине.
Еще во втором «Тихом месте», по законам сиквела, монстров было вдвое больше, а события разворачивались далеко за пределами лесной хижины. И если в первом фильме пугал даже скрип половиц, то в продолжении пальба практически не прекращалась, тогда как существа, до этого не появлявшиеся в кадре, теперь атаковали героев пачками. Кино стало куда зрелищнее, но от былой клаустрофобической атмосферы не осталось и следа. В «Дне первом», подобно сиквелу спродюсированному Майклом Бэем, ставка вновь сделана на масштаб. Между тем работа звукорежиссеров отныне почти незаметна.
Начало инопланетного вторжения уже фигурировало в сиквеле, но в спин-оффе аналогичная ситуация показана с действительно впечатляющим размахом. Место действия теперь — отнюдь не глухая провинция, а Нью-Йорк, поэтому создателям было, где разгуляться. Тысячи чудовищ носятся по высоткам и оживленным улицам, сметая все на своем пути. В свою очередь жители шумного мегаполиса присутствуют лишь для того, чтобы совершить какую-нибудь глупость и эффектно погибнуть. В итоге чуть ли не самым рассудительным персонажем во всем этом хаосе, помимо Сэм, оказывается милейший кот, которого она всюду таскает с собой на руках. В отличие от глупых людишек, домашний питомец сохраняет удивительное хладнокровие, ничего не сшибая с полок и вообще не мяукая, а также демонстрируя вопиющее безразличие к снующим вокруг пришельцам.
Еще одна интересная находка фильма — необычная мотивация героини в исполнении Нионго. Будучи неизлечимо больной, она не думает о спасении, но и умирать раньше срока не собирается. Пока весь Нью-Йорк на цыпочках крадется к пристани (монстры не умеют плавать), Сэм, напротив, направляется в Гарлем, чтобы отведать последний кусок любимой пиццы. И следить за ее одиссеей, развернувшейся на фоне апокалипсиса, по меньшей мере не скучно: локации непрерывно сменяют друг друга, а экшен радует разнообразием. Главная же проблема нового «Тихого места» заключается в том, что его авторы отчего-то панически боятся использовать ключевой киноаттракцион франшизы — немоту, добавляя болтовню даже там, где хватило бы жестов. Назвать такое место тихим, честно говоря, язык не повернется.
«Тихое место: День первый» — не обязательное к просмотру, но добротно поставленное ответвление, призванное скрасить ожидание заключительной части трилогии. Остается надеяться, что Красински, чей крайний фильм «Воображаемые друзья» откровенно не удался, завершит свою хоррор-сагу на мажорной ноте.
Максим Федоров