Независимый куратор Айгерим Капар съездила в Бишкек на неделю современного искусства, и убедилась, как политика влияет на творческую художественную атмосферу.Почему искусство Кыргызстана, у которого ВВП меньше чем у Казахстана в 20 раз продвинулось в самоорганизации гораздо дальше? Потому что оно свободно, считает куратор.

Неделя в Бишкеке

Пока художественное сообщество в Казахстане спит, а власти пытаются модернизировать народ через «современную» культуру, Бишкек занимает ключевую позицию в современном искусстве Центральной Азии. У соседей все очень активно в этом плане, и пусть кто-то ссылается на эффект присутствия международных фондов, все же инициатива первична. Наличие гражданского общества дает свои плоды. Современное искусство развивается отдельно от идеологии государства, власти не помогают, но и не мешают.  Художники активно рефлексируют на политические процессы. Особенно в свете предстоящих выборов и сопутствующих скандалов и если наши политики не могут найти общий язык, то художественное сообщество ведет свой диалог.

В конце сентября в Бишкеке прошла неделя современного искусства – иначе и не скажешь, когда одновременно в городе проходят несколько фестивалей и выставок. Приехали художники, архитекторы, театралы, поэты из почти всех стран СНГ, Германии, США.

И если Алматы помнит времена работы ЦСИ, когда на культур-мультур съезжались со всей округи, то сегодня центр сместился в Бишкек. Большая казахская делегация в поисках активностей тоже стала частью событий.

Открылась неделя дебютным международным паблик-арт фестивалем «Арт проспект — Бишкек: зеленые зоны — новое дыхание». Действо развернулось на территории двух ботанических садов под кураторством художников Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева, основателей школы «Arteast», при поддержке международной организации CEC Artslink.

Фестиваль – рефлексия художественного сообщества на массовую вырубку деревьев, плачевное состояние ботанических садов и сложной экологической ситуации в городе. Проект объединил активистов, инициативные группы, которые не только подготовили свои арт проекты, но и оказали волонтерскую помощь в организации.

Большинство работ носят утилитарный и специфичный характер, из разряда нужно и полезно. Участники создали в садах арт – скамейки, беседки, оранжерею, платформу для выступлений и даже пруд. Звездой программы стал экотуалет «Пиаз хана» Луки Адрахиль, Камилы Юсуповой и Дары Турмагамбетовой – сплетенный из веток кустарника в форме лука туалет раздельно собирает экскременты для последующей переработки. Джаныл Табышалиева и Бакыт Саргазаков выложили фонтан из камней и соединили тропинкой с деревом. Работа называется источник и символизирует дефицит, а в некоторых местах и отсутствие питьевой воды. Художницы из Грузии Найли Вакхания и Тамар Ботчоришвили представили интерактивный проект «Cognitive Chair», лавочку в форме полукруга с табличками, по которым можно идентифицировать близ растущие растения и узнать рецепты настоек и отваров.

Гуляя по саду в приятной компании, можно встретить и специфичные художественные работы: «Коз мончак» Канайим Кадыралиевой, Айтегина Муратбек улуу и Кубы Мырзабекова — это разбросанные бусины из камней, разрисованные в черно-белые глаза, буквально оживляют пространство и создают эффект присутствия некоего наблюдателя. Молдавский художник Геннадий Попеску слегка шокировал детей своей инсталляцией «Дерево-Топор-Дерево», устроив деревянное «рубилово» с топорами и пилами. Посыл – дерево дарит свою тень даже тому, кто приходит к нему с топором. В продолжение «деревянной» темы, бишкекчане Диана Рахманова и Илья Каримджанов нарядили нитями старое, огромное дерево, в попытке оживить его по-шамански, еще и подсветили, «Аватар» одним словом.

Следующим событием стала выставка «POSTTOTAL» в Музее им. Г. Айтиева, куратор Гамал Боконбаев, при поддержке швейцарского посольства в Кыргызстане и Гете института Алматы. Девиз проекта: «Современное искусство против тоталитаризма, экстремизма, конфронтации, за толерантность, многообразие, социальную гармонию». Многообразие – первое что бросается в глаза на выставке, – многообразие как географии участников, так и направлений, и форматов работ.

Куратор предложил художникам затронуть также вопросы женщин, сексуальных меньшинств, демократии. Художница из Берлина украинского происхождения Мила Тешаева представила фотопроект, «Воды Обещаний», исследующий процесс построения нового общества на обломках тоталитаризма в постсоветских странах вокруг Каспия: Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. На романтизированных фото мы видим парадные фасады и проглядывающие мертвые пейзажи побережья, изувеченные нефтедобычей. Границы стерты и объединены общей проблемой, которая вызывает и смех и слезы.

Теплым светом янтаря сверкали «сокровища» Маяны Насыбуловой в работе  «Актуальный янтарь». Разложенные рядами кусочки смолы с запечатленными в себе артефактами — фотографиями, новостными заметками о знаковых событиях: суфражистки начала 20 века, первое упоминание слова «homosexual», падение Берлинской стены, инаугурация Барака Обамы первого черного президента США, избиение ЛГБТ активистов в Санкт-Петербурге, и т.д.

Сквозная тема выборов и протеста на выставке, выделилась в графическом репортаже Виктории Ломаско «Хроника Сопротивления». Художница участвовала на митингах в Москве в 2011-2012 годах  и сделала портрет – документацию каждого митинга.

С порцией юмора и философии представил свои фото-подрисуйки «Все есть архитектура», Медер Ахметов. Автор строит здания с помощью фотошопа и игрой с масштабом из батарей, канализационных решеток, труб, распечатанных на прозрачной пленке и приклеенных на окна музея. Так же проект «Жвачка-странный объект», антология жевательных объектов, классификация всевозможных видов и форм.

Еще на выставке была голова лошади, но я вам про нее не буду рассказывать, вдруг кому-нибудь не очень приятно станет.

Цельным и сильным выглядит узбекский павильон, к которому было особое внимание в свете мирзиеевской недооттепели. Участники: Вячеслав Ахунов, Азода Ахунова, Умида Ахметова, Олег Карпов, Диляра Каипова, Анна Иванова, Александр Барковский, арт-группа NASWHY. Художники все еще не могут выставляться у себя по политическим причинам, но уже могут приезжать к соседям. Вячеслав и Азода Ахуновы представили «мантризмы», – написанные от руки советские и сегодняшние лозунги на платках, подушках, одежде. Умида Ахмедова представила фотопроект СНАП, средства наглядной агитации и пропаганды. Проект «Елочки» группы NASWHY состоит из фотографий и видео дворовой выставки, елочных печенек с прахом, которые рассказывают историю, как экс-президент Каримов страстно любил елки и заразил этой любовью всех повсеместно, да так что люди начали на них молиться. Все заборы были завешаны елочными баннерами, в Ташкенте вырубили сотни деревьев и засадили вместо них елки,  которые красили зеленой краской, если в жару они желтели.

На выставку «Не_не_не_» в новеньком Асанбай центре я чуть не опоздала и пришла, когда куратор Улан Джапаров как раз завершил дирижировать хором и открыл ворота в пространство «НЕ так как хотелось, НЕ тот проект, НЕ тот размер». Участники в основном из Алматы и Бишкека, получился казахстано-кыргызский диалог. Сауле Дюсенбина, «Взгляд в будущее. Модернизация сознания III», войлочное панно с надписью и видео, как волны смывают «Рухани Жангыру» на песке  — это инсталляция Малики Умаровой. Елена и Виктор Воробьевы представили перформанс «Алфавит», где художники уже ностальгируя по кириллице, дописывают к обозначенным «М» и «Ж» на туалете остальные буквы алфавита. Проект Евгения Бойкова «Кинематика протеста/Азбука» выполнен из фрагментов фотографий людей на втором плане, участвовавших в акциях протеста в Кыргызстане в 2005 году. Обобщающую запятую в символическом диалоге ставит Philipp Reichmuth, гражданин Германии, уже несколько лет живущий в Центральной Азии, своей историей «Пересадка». Автор сменил дипломатические номера на обычные и по дороге из Алматы в Бишкек стал жертвой коррупционеров. Со сменой статуса обнажилась реальная ситуация на дорогах в регионе. Главный вопрос, который ставит художник: насколько далеко может зайти любой человек в принятии несправедливости, считать ненормальное нормой и стать соучастником происходящего вокруг.


Айгерим Капар

Поделиться: