Население планеты всё реже доверяет правительствам, об этом свидетельствуют отчёты независимых исследовательских организаций. Геополитика находится в зоне турбулентности уже несколько лет, вооружённые конфликты вспыхивают в разных частях света всё чаще. Организация Объединённых Наций призывает государства к миру, но голос разума, как правило, остаётся неуслышанным. О мировой политике и внутренних процессах в Казахстане, о свободе слова и правах человека, о гендерном равенстве и реформах госуправления, а также о том, как выжить в этом быстро меняющемся мире, шеф-редактор Esquire Kazakhstan Руслан Идрисов поговорил с постоянным координатором, иначе говоря, с главой ООН в Казахстане Микаэлой Фриберг-Стори. 

«ООН знает, что делать» - Микаэла Фриберг-Стори о казахстанской и мировой политике

— Спасибо за то, что нашли время для нас и наших читателей. 

— Спасибо большое за возможность дать это интервью. В первую очередь мне хотелось бы выразить свою обеспокоенность и сочувствие всему народу Казахстана и тем людям, которые так или иначе были затронуты текущими паводками, потому что это действительно очень серьезная ситуация, которая сейчас происходит в стране. 

— Спасибо. Что ж, предлагаю начать с происходящих в мире событий. Много размышлений относительно того, куда мы движемся. Под «мы» я имею в виду человечество. На ваш взгляд, что сейчас проживает мир, если смотреть на это в первую очередь через призму дипломатии и международных отношений?

— Действительно, мы видим все большее и большее количество конфликтов, которые происходят как на Ближнем Востоке, так и в других частях, в других уголках мира. Но если мы посмотрим на то, что происходит с точки зрения политики, с точки зрения изменения климата, того прогресса, которого мы достигли в части устойчивых целей развития, и регресса, то есть отката назад, мы действительно можем сказать, что мир сейчас балансирует. Что касается нас, я имею в виду Организацию Объединённых Наций, мы видим то, что происходит, мы признаем все те вызовы и проблемы, с которыми мир сейчас сталкивается. И что мы делаем? Мы прилагаем все наши усилия, чтобы, несмотря на все ситуации, на всё, что происходит в мире, страны продолжали разговаривать друг с другом, выстраивали диалог. И сейчас, как никогда ранее, нам необходимо усилить мультилатерализм. И для этих целей в этом году у нас представится отличная возможность. Я говорю о Саммите будущего. Мы это называем “once in a generation opportunity” — уникальная возможность для всего поколения. Данный саммит пройдет в сентябре в Нью-Йорке, где соберутся все лидеры стран и будут поднимать вопросы касательно реформы Организации Объединенных Наций, госуправления, устойчивого развития и новую повестку дня, которая должна нас привести к мирному существованию. 

— Касательно мирного существования, и мы с вами говорили об этом, мне кажется, осенью или зимой, во время презентации доклада, отчета о проделанной работе Организации Объединенных Наций в Казахстане. Кризис доверия у людей сегодня сформировался к правительствам в разных странах. И возможно, сама глобальная система госуправления действительно требует реформ. Так же и с Организацией Объединённых Наций. Несмотря на те самые принципы, которые сегодня находят отклик, мне кажется, в сердцах миллионов людей по всему миру, на деле именно в период конфликтов мы не видим отклика у некоторых правительств, они не прислушиваются к рекомендациям ООН. Поэтому, интересно, как вы считаете, ООН сегодня все еще играет ту роль, которую играла в первые годы, первые десятилетия после ее создания? 

— Во-первых, необходимо признать тот факт, что Организация Объединенных Наций была создана сразу после окончания Второй мировой войны, и мир тогда выглядел совсем по-другому, чем сейчас. Появилось множество новых стран, появились новые вызовы. Но хотелось бы сказать, что Организация Объединенных Наций знает, что делать. У нас все еще есть Устав ООН, у нас есть Всеобщая декларация прав человека, у нас есть также Парижское соглашение по климату. То есть мы знаем, в каком направлении идти и что делать. Что нам нужно изменить, так это подход к тому, как все это реализовывать и осуществлять. И когда я говорю «мы», я не имею в виду Организацию Объединенных Наций, я имею в виду весь мир. Ведь что такое Организация Объединенных Наций? Это организация, которая состоит из множества стран. И данный устав не дает ООН какую-то суперсилу. Он дает суперсилу всем странам, которые входят в состав Организации Объединенных Наций. И поэтому необходимо, чтобы каждая страна также действовала в рамках своей компетенции. Именно поэтому в сентябре, когда мы будем проводить Саммит будущего, мы будем также и обсуждать вопрос реформы Совета Безопасности ООН. И это не ООН решает, как проводить эту реформу, это решают государства-члены ООН. Также мы будем поднимать вопрос финансирования устойчивого развития. То есть эти решения, они необходимы, они будут приняты, но будут приняты не Секретариатом ООН, а всеми государствами-членами ООН. То, какой приоритет мы отдаем решению проблем изменения климата и его последствиями, это вопрос, касающийся всего мира, это, можно сказать, вопрос выживания всего человечества. И ООН является платформой, на которой все государства могут собраться и решить вопросы, касающиеся всего человечества.

— Люди сегодня, когда смотрят в сторону Генеральной Ассамблеи, когда мы видим каждый сентябрь выступления политиков на трибунах ООН, любые другие заседания организации, когда Антонио Гутерриш, нынешний генсек организации, выступает, обращается к политикам или к населению той или иной страны, либо ко всему миру, люди смотрят с ожиданием, и это понятно, потому что организация много лет влияла на какие-то политические процессы. Но, к сожалению, сегодня мы замечаем, что важные месседжи, которые звучат, в том числе от генерального секретаря, они не поддерживаются политиками, хотя люди в этом смысле очень надеются, что сейчас условно к Антонию Гутерришу прислушаются. Но этого не происходит зачастую. Кровопролитие не останавливается, хотя генсек к этому призывает. Пожалуй, в главной международной организации планеты, где все эти страны состоят добровольно, игнорируют рекомендации этой организации. Поэтому все-таки хочу спросить, как нам сегодня двигаться, чтобы такие мощные институты имели вес в глазах мировых лидеров, политиков и продолжали говорить от лица простых людей?

— Да, действительно, ООН выступает и говорит от имени людей, от имени простых людей, и наше кредо — это не оставлять никого позади. Такого принципа мы придерживаемся. И что здесь очень важно? Очень важно понять роль, которую играет ООН, и мандат, который есть у генерального секретаря ООН. ООН, как я уже говорила, это та площадка, которая объединяет все страны, выразившие свою приверженность Уставу ООН. И те инструменты, те механизмы, которыми мы пользуемся, они все предусмотрены в Уставе ООН, мы действуем в рамках этого устава. Что мы должны делать? Мы должны и дальше продвигать мультилатерализм, то есть многосторонний подход. Мы также должны соблюдать и действовать в рамках Устава ООН и продвигать новую повестку дня, продолжать наши усилия по достижению целей устойчивого развития. Что такое ООН? Это то, что объединяет нас всех, то есть это мы все. И у ООН нет мандата указывать или приказывать какой-либо стране поступать так или иначе, если только не будет инструкции, либо резолюции от Совета Безопасности. Но, как я уже ранее говорила, Совет Безопасности сейчас нуждается в реформе. Нам необходимо провести реформу Совета Безопасности для того, чтобы мы могли лучше отражать те события, которые происходят в нынешнем мире, а не в том мире, когда была создана Организация Объединенных Наций. 

«ООН знает, что делать» - Микаэла Фриберг-Стори о казахстанской и мировой политике

— Если говорить о Совбезе ООН, действительно, я думаю, никто не поспорит, что он нуждается в реформах. Но, касательно реформ, как вы считаете, государственное управление в современных демократиях, во всем мире в целом, нуждается ли в изменениях в каком-то глобальном, институциональном смысле? Понятно, что на месте никто не стоит, и политические процессы, и процессы государственного управления, они так или иначе реформируются, но вот сегодня все сложнее, мне кажется, коммуницировать государству с обществом, с населением, со своим народом. В любой стране мы видим такой кризис, ну как в любой, конечно, не будем как-то всех обобщать. Но, тем не менее, мы часто видим эту картину в разных точках планеты. Как вы думаете, нуждается ли мир в глобальном реформировании политических, международных и внутренних процессов? 

— Вы абсолютно правы, я согласна, и я считаю, что необходимы реформы на глобальном уровне. И что касается генерального секретаря ООН, то сейчас он рассматривает направления проведения глобальных реформ. Но как? Он предлагает эти реформы государствам-членам ООН, потому что сам секретарь единолично не может принимать эти решения, эти решения должны принять государства-члены. Сейчас рассматриваются возможности реформирования Бреттон-Вудской системы и существующих финансовых институтов, как Всемирный Банк и Международный валютный фонд. И также рассматривается такое направление, как исследование космоса, что является совершенно новым направлением, рассматривается вариант реформы, которая называется «За пределами ВВП», потому что, основываясь на ВВП, мы знаем лишь цену, но упускаем ценность. Такие реформы нужны, и это те реформы, которые мы хотим провести на глобальном уровне. Что касается внутренних реформ, то я считаю, что в современном мире у правительств, у государств есть множество возможностей установления контакта, коммуникации со своим народом. В этом смысле я могу выделить цифровизацию и соцсети, которые предоставляют уникальную возможность для общения между правительством, между странами и их народами. И ещё это отличная возможность для выстраивания прочного диалога с молодежью, что является сейчас ключевым моментом. 

— Хорошо. Насколько эффективно процессы управления выстроены в Казахстане, на ваш взгляд? Если мы говорим не о внешней политике, а о внутренних процессах. Задаю вам этот вопрос, поскольку вы сталкиваетесь с правительством Казахстана в рамках миссии ООН в нашей стране и наверняка видите, как это всё устроено изнутри.  

— Во-первых, хотелось бы сказать, что Казахстан — прекрасная страна с очень богатыми ресурсами, что является и преимуществом, и вызовом для правительства. Потому что все те ресурсы, которые здесь есть, они необходимы для развития страны, но также и влияют на процесс изменения климата. Поэтому управлять всеми этими активами, управлять огромнейшей территорией страны очень сложно, и это представляет для правительства Казахстана особый вызов. И хотелось бы сказать, что те реформы, которые проводятся по инициативе президента Казахстана, проводятся в таких направлениях, как социальные, экономические и политические реформы, они очень быстрыми темпами ведут к достижению целей устойчивого развития самого Казахстана. Мы видим экономический рост в стране. Он, конечно, не в таких масштабах, в каких он был раньше, но это неудивительно, потому что все страны сейчас столкнулись с этим явлением, что экономический рост немного затормозился. Хотелось бы сказать также, что у Казахстана больший риск влияния последствий изменения климата, потому что, по прогнозам, высокая температура, которая есть сейчас, еще удвоится. И в этом плане Казахстану необходимо выставить приоритеты в плане борьбы с изменением климата, в обеспечении инклюзивности. Мы видим красивые города: Астана, Алматы и еще несколько городов, но необходимо не забывать также и об отдаленных местностях, где также необходимо обеспечить доступ ко всем ресурсам, ко всем благам. И также я считаю, что необходимо здесь обеспечить большую вовлеченность в политическую жизнь Казахстана, необходимо, чтобы было еще больше политических партий для того, чтобы можно было выстроить конструктивный диалог. 

«ООН знает, что делать» - Микаэла Фриберг-Стори о казахстанской и мировой политике

— Я предлагаю здесь немного нашим читателям объяснить, как выглядит взаимодействие ООН с правительством страны пребывания миссии, в данном случае с казахстанским правительством. 

— Организация Объединенных Наций – это очень большая семья. Мы здесь представлены 27 различными учреждениями ООН. Я представляю генерального секретаря ООН, и моя роль заключается в объединении всех этих 27 структур ООН, которые работают по Казахстану. ООН открыла свой офис в Казахстане более 30 лет назад, и на тот момент нашей целью была поддержка правительства Казахстана, в том числе и оказание гуманитарной помощи. Сейчас наши отношения вышли на новый уровень, они изменились, у нас сейчас уже есть партнерство с Казахстаном, потому что Казахстан сейчас является страной, с уровнем достатка выше среднего. И сейчас мы больше работаем в том, чтобы давать политические консультации и поддерживать Казахстан в выполнении его обязательств в рамках международных договоров, в том числе и по защите прав человека. Мы своего рода тестируем некоторые проекты, рассматриваем различные идеи вместе с правительством Казахстана для того, чтобы в дальнейшем эти идеи и проекты можно было масштабировать. Например, скажем, проекты по цифровизации услуг в сфере здравоохранения, либо пилотные проекты по использованию возобновляемых источников энергии, либо проекты по проведению новых тренингов, новой формы обучения для сотрудников службы пробации в тюрьмах. Если эти проекты, эти наши усилия покажут свою эффективность, дальше правительство может взять эти проекты и масштабировать. И здесь хотелось бы еще добавить, что мы предоставляем консультации по правовой составляющей вопросов. Например, недавний закон, который был подписан президентом о внедрении уголовной ответственности за бытовое насилие. Да, этот закон уже принят. Работа была проделана, конечно же, правительством Казахстана. Мы просто предоставили свои консультационные услуги, рассказали про практики, как это делается в других странах. Но, конечно же, решение и вся работа была за Правительством, сенатом и мажилисом Казахстана. Как мы все знаем, Казахстан — это очень сильная и независимая страна, и сама принимает решения, наша роль — это подсказать, проконсультировать, рассказать, как тот или иной вопрос решается в этой стране, какого подхода придерживаются правительства других стран. Например, возьмем вопрос цифровизации. Мы говорим, вот в этой стране работают вот так, в этой стране применяют такой подход. И дальше уже вся компетенция, ресурсы, ноу-хау, управление, лидерство, все за Казахстаном. 

— Скажите, часто ли вы наблюдаете, что те рекомендации, которые ООН дает правительству Казахстана, и, например, в течение года или пары лет, на деле реализованы? Или часто вы видите обратный эффект, то есть ваши эксперты рекомендуют что-то правительству Казахстана, но на деле вы через какое-то время видите, что, к сожалению, не прислушались к какой-то рекомендации и сделали по-своему? И, может быть, это в итоге выливается в какие-то кризисы? 

— Я думаю, что это хорошо, что каждая страна может найти свой путь решения того или иного вопроса. Главное, чтобы это было в рамках Устава ООН и в рамках Декларации по правам человека, чтобы все принципы, которые изложены в этих документах, были соблюдены. То есть мы не можем диктовать Казахстану или какой-либо другой стране, как делать и что делать. Единственное, что мы просим, это соблюдать Устав ООН, соблюдать Декларацию по правам человека и еще некоторые другие механизмы и документы. Наша цель и наша роль — это выстроить диалог с Казахстаном и придерживаться нашего партнерства. Дальше Казахстан уже действует в рамках своего законодательства, своих правовых норм и принимает соответствующие решения. То есть, как я уже сказала, мы не намерены и мы не будем говорить, делайте так или иначе. Мы – партнеры Казахстана и считаем, что Казахстан также может быть примером для других стран. Скажем, возьмем решение о нераспространении ядерного оружия, возьмем сферу цифровизации, каких успехов достиг Казахстан в этом направлении. И даже проект, выработанный Министерством цифрового развития Казахстана, был представлен на Саммите по целям устойчивого развития в Нью-Йорке (прим. проект «Цифровая карта семьи»). Это очень яркий и показательный пример развития Казахстана в цифровом направлении. Мы также хотим отметить с положительной стороны то, что Казахстан присоединился к Global Methane Pledge – обязательству по сокращению выбросов метана. Также у Казахстана есть амбициозные планы по низкоуглеродному развитию и становлению углеродно-нейтральной страной. Мы очень высоко ценим эти амбициозные цели и еще раз повторюсь, что мы никогда не будем говорить Казахстану, что делать. Мы всегда будем поддерживать его в начинаниях и делах.

«ООН знает, что делать» - Микаэла Фриберг-Стори о казахстанской и мировой политике

— Разумеется, было бы странно, чтобы ООН или любая другая международная организация диктовала Казахстану, как и любой другой стране, что делать. Но мы знаем, что такая большая организация, как ООН, имеет огромное количество экспертов высочайшего уровня по разным вопросам, и я думаю, что не только Казахстан, просто мы находимся с вами в Казахстане и говорим в контексте Казахстана, но я думаю, что также и мировые влиятельные сверхдержавы тоже, по части каких-то вопросов, не то чтобы должны, но было бы неплохо, если бы они прислушивались к каким-то рекомендациям ООН. И для меня как для журналиста и как для гражданина страны, очень важно понять, насколько Казахстан прислушивается именно к экспертным каким-то рекомендациям, потому что ни для кого не секрет, что Казахстан, как и многие и постсоветские страны, и в принципе глобальный мир, испытывает кризис кадров. Сегодня экспертность, к сожалению, об этом говорят всевозможные исследования, социологические опросы, экспертность падает, а значит мы нуждаемся в рекомендациях профессионалов, которых, в том числе, ООН предоставляет странам-партнерам по разным вопросам их исследований и рекомендаций на фоне исследований.

— Да, конечно, когда эксперты дают свое мнение, дают свое заключение, у вас есть привилегия не прислушаться к этому, не обращать внимание на другие составляющие. Но как лидер, как руководитель страны вы должны обращать внимание и брать во внимание все. Например, цели устойчивого развития. Мы понимаем, что достижение прогресса по одной цели устойчивого развития, может привести к некоторому откату в другой сфере. Мы это понимаем. Мы даем свою рекомендацию, скажем, как найти альтернативные источники энергии, чем заменить ископаемое топливо. Также мы можем дать рекомендацию по улучшению налогового кодекса, по увеличению налоговой ставки, либо по разделению бюджета: какая часть бюджета пойдет на здравоохранение, какая часть бюджета пойдет на образование. То есть множество разных рекомендаций, но это не так, что мы даем рекомендацию и ее нужно беспрекословно исполнять. Есть разные пути следования этим рекомендациям. И мы не говорим: если бы вы следовали нашим рекомендациям, вы бы не оказались в такой вот ситуации. Нет, это не наша роль. Я рада, что мне этим не надо заниматься. Это роль политиков. Мы просто говорим, вот мы предоставили вам такую рекомендацию, рассмотрите такой вариант замены видов ископаемого топлива. Либо даем рекомендацию по повышению налоговой ставки на пищевую продукцию, которая содержит очень много сахара или соли. Почему? Потому что это приводит к большим затратам в сфере здравоохранения. И, в свою очередь, это ведет к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Вот таким образом мы объясняем свои рекомендации. 

— Хорошо. Я в заключение этой темы хочу сказать, что, наверное, важно даже для рядового человека, который дает совет, а когда это еще и целая большая организация, и это экспертные советы, приятно, когда к этому совету прислушались. И как для гражданина страны, мне тоже хотелось бы, чтобы мое правительство прислушивалось, именно прислушивалось, брало во внимание какие-то такие рекомендации, чтобы жизнь в стране становилась лучше, в том числе и благодаря этому.

— По моим ощущениям, правительство Казахстана весьма открыто к рекомендациям и советам, которые мы, как организация, предоставляем и берет все это во внимание. Роль ООН заключается в том, чтобы давать свои советы и рекомендации по достижению цели устойчивого развития. Роль правительства Казахстана заключается в том, чтобы управлять страной и действовать от имени всего народа Казахстана. То есть мы здесь оказываем поддержку.

«ООН знает, что делать» - Микаэла Фриберг-Стори о казахстанской и мировой политике

— Вы в Казахстане с 2020 года, если не ошибаюсь. Первое впечатление о нашей стране отличается от того, что вы видите и чувствуете сегодня? 

— Вы знаете, я приехала в Казахстан во время ковида, поэтому первые восемь месяцев моего пребывания в Казахстане я провела в своей квартире. И я считаю, что я до сих пор открываю для себя Казахстан, его простор и скорость развития. И чем больше я узнаю страну, чем с большим количеством людей я знакомлюсь, тем больше я понимаю все эти ожидания, которые есть у народа от правительства, и все те вызовы, с которыми правительство сталкивается, ввиду огромной территории этой прекрасной страны. Также я вижу быстрый темп развития. Например, сейчас я не пользуюсь наличными, везде развиты цифровые технологии, можно запросто что-либо оплатить, но, когда я возвращаюсь в Европу, для меня уже кажется немного, так сказать старомодным, потому что люди все еще пользуются банковскими картами. Но, когда я только приехала в Казахстан, то методы оплаты через QR или через цифровые инструменты, они не были так сильно развиты, как сейчас. И за четыре года мы видим, что ситуация очень быстро изменилась и просто очень высокий темп развития.

— Вы ранее сказали, что было бы неплохо повышать политическую активность среди населения. Мы, например, для себя здесь замечаем, что за последние годы будто бы население стало более политически активным. А на ваш сторонний взгляд, это так, или вы не видите особых темпов именно политической активности казахстанцев? 

— Мы сейчас видим, что в Казахстане созданы новые политические партии, идет процесс децентрализации власти в стране, то есть мы видим эти улучшения, мы очень положительно оцениваем эти процессы. Также соцсети дают платформу, площадку для журналистов, для блогеров, для обычных людей высказать свое мнение, коммуницировать с властями, но мы также понимаем риск того, что люди могут высказывать какие-то ненавистнические идеи. Есть риск распространения ложной информации, как мы сейчас называем, дезинформации. Поэтому в этом плане необходимо проявлять осторожность, конечно, но в целом эти изменения положительные. Мы думаем, что данная новая платформа создает и должна создавать новые возможности для установления диалога и общения между властями и народом. И политика не касается только лидеров, потому что политика — это политическая жизнь вашей страны, это ваша жизнь, это дело каждого конкретного гражданина. В этом плане необходимо проявлять свою активность. 

— К сожалению, политические элиты, особенно на постсоветском пространстве, часто думают, что политика – это все-таки дело элиты. Так было много лет, много десятилетий. И сегодня люди тоже привыкли к тому, что политика – это дело политиков, «это не мое дело, я работаю, я занимаюсь своим делом», говорят люди. Пока у многих, особенно у людей более старшего поколения, такое видение жизни. Кроме того, если говорить не только о Казахстане, мы часто видим сегодня новости из разных стран, и понимаем, что иногда за очень оппозиционные высказывания люди платят даже свободой, когда понимают, что это моя страна, и я имею право говорить. Власть, к сожалению, воспринимает это как агрессию и угрозу стабильности, ну и вы дальше это все и сами понимаете, без меня. Вы сегодня несколько раз упомянули устав ООН и Декларацию прав человека. Но как вы оцениваете уровень свободы слова и уровень соблюдения прав человека в Казахстане? 

— Я думаю, что всем очевидно, что президент Казахстана уделяет особое внимание установлению верховенства права, защите прав человека, и в этом плане были приняты действия по продвижению прав человека в Казахстане. Все эти моменты очень положительно оцениваются нами, и даже недавнее принятие закона о введении уголовной ответственности за бытовое насилие свидетельствует о том, что в Казахстане нулевая терпимость к такому виду нарушений. И, как я уже сказала, мы это очень положительно оцениваем. Конечно же, есть другие направления, например, скажем, свобода слова, свобода выражения, свобода СМИ, свобода ассоциаций и собраний. В этих направлениях дальнейшее выстраивание надежного диалога необходимо. 

«ООН знает, что делать» - Микаэла Фриберг-Стори о казахстанской и мировой политике

— Возможно, прогресс есть, если сравнивать с тем, что было. Но людям достаточно сложно уйти от советского прошлого и той идеологии, которая была сформирована на территории нашей страны, в том числе. И меня часто волнует вопрос, сколько поколений должно смениться, чтобы люди просто стали свободнее? Ведь, мне кажется, основная суть свободы именно в свободе каждого конкретного человека. Так вот, как вы думаете, сколько еще лет нужно Казахстану, чтобы те институты, которые вы перечислили, такие как СМИ, ассоциации, профсоюзы, собрания стали свободными? 

— Я думаю, здесь важно не устанавливать какие-либо временные рамки, а именно обращать внимание на суть самого вопроса. Скажем, создание Конституционного суда, усиление полномочий и роли омбудсмена по правам человека. Все это делается для того, чтобы люди могли обращаться в эти институты и с помощью них защищать свои права. И все соцсети, цифровые решения, цифровизация нужны для того, чтобы люди использовали эти платформы, как свой голос, как способ общения, коммуницирования с правительством, но при этом, не подвергая риску, либо не умаляя тот диалог, который уже был установлен. Я, конечно же, говорила о том, что важно не говорить об этом во временных рамках, но, как мы знаем, у всех у нас есть цель достижения ЦУР до 2030 года, у Казахстана есть также план развития до 2050 года, план по установлению углеродной нейтральности. Я думаю, что, как у политиков, у правительства есть амбициозные цели достичь всех этих целей как можно быстрее.

«ООН знает, что делать» - Микаэла Фриберг-Стори о казахстанской и мировой политике

— Хорошо, мне понятна ваша позиция, оставим политику каждому рядовому гражданину. Esquire – это в первую очередь, правила жизни, поэтому не могу не спросить, что важно именно для вас как для человека. На какие принципы вы опираетесь в жизни? 

— На данный момент мне на ум приходят три вещи, позвольте о них рассказать. В первую очередь, быть добрым, проявлять доброту к себе и окружающим. Но начинать нужно с себя. Второе — это стараться придерживаться здорового образа жизни. Если вы придерживаетесь здорового образа жизни, если вы придерживаетесь того, чтобы употреблять ту пищу, которая произведена на местном уровне в вашей стране, которая не была импортирована, привезена откуда-то, если вы не курите, если вы не употребляете алкогольные напитки, то тем самым вы автоматически вносите свой вклад в то, чтобы наша окружающая среда, также оставалась здоровой для здорового климата, для того чтобы воздух у нас был чистый. Здоровый образ жизни равен здоровой планете. И третье — это всегда быть любопытным, всегда иметь желание изучить, узнать что-то новое, потому что в мире столько вещей, столько явлений, которые можно познать и узнать. И думаю, что в тот момент, когда у вас пропало желание что-то изучать, тогда можно сказать, что все закончено. И если вы женщина и планируете выйти замуж, то в свои спутники нужно выбирать человека, который продвигает и выступает за гендерное равенство.

— Кстати, о гендерном равенстве. Микаэла, Вам легко в политике или вы чувствуете, что женщине нужно быть сильнее для того, чтобы достичь хотя бы тех же результатов, как такой же ее коллега-мужчина, которому все дается, возможно, легче? Как вы это чувствуете? 

— Отвечая на ваш вопрос: и да, и нет. Я думаю, что самое важное для женщины — это, чтобы была поддержка со стороны семьи. И если она замужем, то необходимо, чтобы муж также всячески и всецело поддерживал. Если такой поддержки не будет, то ей придется очень тяжело и сложно. Я думаю, и в политике, и в бизнесе дела обстоят одинаково с тем, что женщинам необходимо работать больше. Если вы спросите меня, чувствую ли я, либо думаю ли я, что мне нужно быть лучше, чем мужчины, то ответ — нет. Я считаю, что мне повезло, я являюсь дипломатом, я работаю в структуре ООН, и здесь я не чувствую такой необходимости быть лучше, быть сильнее. Если вы спросите, необходимо ли другим женщинам быть лучше, чем мужчины, то да, им необходимо работать усерднее, им необходимо всё время доказывать, что они достойны этого, и также их судят по тем ролевым моделям, которые были разработаны именно для мужчин, поэтому в этом плане им сложнее. И если женщина позволяет себе проявлять эмоции, повышать голос в некоторых случаях, в малой степени истерить, то ее могут назвать не очень приличным словом, её осудят. Но если такое проявляет мужчина, то он считается очень властным, уверенным, то есть его так не судят, как женщин. 

«ООН знает, что делать» - Микаэла Фриберг-Стори о казахстанской и мировой политике

— Вы говорили о том, что важно быть любопытным, чтобы постоянно двигаться и прогрессировать в карьере и в жизни, но при этом можно выгореть. Вы тоже об этом сказали. Как вы предпочитаете отдыхать для того, чтобы потом быть эффективнее в работе? 

— Я счастливчик. Я люблю свою работу, поэтому не сталкиваюсь с выгоранием на работе. Но, тем не менее, я стараюсь ходить как можно чаще в тренажерный зал. У меня есть тренер, которого зовут Руслан, и который напоминает мне о том, что необходимо тренироваться. Следующий момент, необходимо больше времени проводить на свежем воздухе, я люблю горнолыжный спорт, я играю в гольф и думаю, что самое важное – это найти то дело, которое вам действительно нравится, которое вы действительно любите, необходимо следовать зову сердца при выборе профессии. Потому что, если вы хотите преуспеть в той или иной области, преуспеть в своей специальности, это означает, что вам необходимо будет очень много работать, посвящать большое количество времени вашей работе. То есть я, как я уже сказала, играю в гольф и хожу в тренажерный зал. 

— Разделяю. Для нас, для Esquire, на самом деле важно продвигать идеи образования, развития человека и общества. В том числе посредствам чтения качественной, хорошей литературы. Что вы посоветовали бы нашему читателю прочесть, простите за каламбур, чтобы изменить, возможно, какое-то понимание вещей?

— Я стараюсь читать легкие книги, например, помогающие изучать казахский язык. Недавно я купила книжку «Красная шапочка» на казахском языке. И еще я люблю книги автора Леи Юпи. Этот автор популярен как в Албании, так и в Швеции. Работы писались на тему перехода с коммунистического строя в капиталистический в Албании в 80-е и 90-е годы. В моем сердце Албания занимает особое место, потому что первая миссия, мое первое назначение в 90-х годах было именно в Албанию.

— Спасибо! Кстати, в сказках можно открыть смыслы, которые не кажутся очевидными на первый взгляд. Нужно перечитать, наверное. Ну и напоследок, если к вам обратится человек, который не понимает, как ему жить в этом неустойчивом, быстро меняющемся мире, что вы посоветуете этому человеку, на чем сосредоточиться, чтобы просто жить и не бояться завтрашнего дня? 

— Я бы посоветовала быть добрым к себе и к окружающим вам людям. Найти то, что действительно приносит вам удовольствие. Ситуация, она изменится в лучшую сторону, но для этого необходимо проявлять доброту к себе и ко всему своему окружению. 

____________________________________________________________________________________
Разговаривал: Руслан Идрисов

Фото: Из архива ООН Казахстан

Поделиться: