От «Изгнания» до «Оскара»

Esquire вспоминает, чем занимался последние десять лет номинант на премию «Оскар-2017», один из самых неоднозначных российских режиссеров Андрей Звягинцев.

ЗвягинцевКогда в 2003 году вышел на экраны его первый полнометражный фильм «Возвращение», критики стали писать разное: от «новый неновый Тарковский» до «картинка идеальная», и это, по сути, то же самое, что говорят о его фильмах и сейчас. За тем исключением, что десять лет принесли Звягинцеву не только фестивальное призвание, но и полную международную режиссерскую биографию.

В недавнем опросе коллег по цеху некоторые высказались на предмет того, что «не завидуют Звягинцеву», потому что выше «Оскара» прыгать некуда.

«Возвращение» было очень сильной заявкой и уже имело все «фирменные» особенности его работы – идеальная, выхолощенная картинка, собственный повествовательный ритм, не попадающий ни в работы Тарковского, ни в «современный подход». Свой собственный. Появление его картин совпало с  ростом интереса к «новому реализму» в российской литературе и кино. Прилепин, Сенчин, Садулаев, Серебренников, Сигарев, Хлебников – неприкрытая действительность страдания и обретения или не обретения своего счастья во время «чумы». В случае Андрея Звягинцева, как правило, – не обретение. «Елена» и «Нелюбовь» перешагивают российскую границу и способны достучаться до той аудитории, которая готова даже не понимать всех нюансов текущей стадии российской «чумы». Номинация на «Оскар» вполне закономерна. А что касается «цеховой зависти», важно, наверно, чтобы не произошло то, что случилось с сэллинджеровским ДБ в «Над пропастью во ржи». Уехал в Голливуд. Если только Звягинцеву не под силу что-то там повернуть, что еще никому из «инди»-режиссеров пока не удавалось.

«Елена»

  • Елена Звягинцев

  • Елена Звягинцев

  • Елена Звягинцев

История женщины, живущей для всех, но так, что все время получается для себя, прозвучала громко на фоне сильных социальных картин российского проката начала десятых. Русская драма в европейских интерьерах, где в воздухе ни пылинки и никакого, кажется, святого русского духа. Экран телевизора вещает ад голосом шоумена Малахова. В одной из главных ролей снялся режиссер Андрей Смирнов. Фильм удостоился специального приза каннского фестиваля «Особый взгляд» и признания на «Золотом глобусе».

«Левиафан»

 

  • Андрей Звягинцев

В основе сценария «Левиафана» лежит реальная американская история о человеке, вышедшем на последний бой с полицией штата, замуровав себя внутри бульдозера, которую Звягинцев превратил в типично российскую. С «маленьким человеком», большой властью и религией. Фильм объявляли  антироссийской пропагандой, но режиссер продолжает утверждать, что его интересует только частная жизнь героев. По настроению история, рассказанная в «Левиафане», перекликается с картиной Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Попытка борьбы в одиночку. Хотя это ведь и есть мастерство – сделать личное понятным и актуальным для всех. Почти для всех.

«Нелюбовь»

  • Звягинцев Нелюбовь

  • Звягинцев Нелюбовь

  • Андрей Звягинцев

  • Андрей Звягинцев

  • Нелюбовь

  • Андрей Звягинцев

  • Андрей Звягинцев

  • Нелюбовь

«Если после просмотра вы вернетесь домой и обнимете близких, моя цель будет достигнута», – говорит режиссер. Но классическая схема – увидеть на экране «как оно плохо бывает где-то у других» забирает настолько, что для возвращения домой нужно еще найти где-то силы. В центре внимания история семьи, потерявшей связь с собственным ребенком в буквальном и переносном смысле. Снова звучат высказывания в прессе «фильм русофобский», но и работа волонтеров и вся семейная ситуация понятны и могут быть спроецированы практически на любую территорию. Эмоциональная сила «Нелюбви» такова, что фильм, несомненно, из тех, что останется в головах зрителей надолго.


Записал Юрий Серебрянский

Фотографы Владимир Мишуков, Анна Матвеева

← Нажмите "Нравится" и читайте нас в Facebook
Загрузка...