В своем первом письме киргизский журналист Екатерина Иващенко рассказывает о фильме «Курманжан Датка», который выполнил и творческую задачу, и идеологическую всего за полтора миллиона долларов.

Письма из Бишкека. Курманжан Датка

Два месяца в прокате, рекордные кассовые сборы, номинация на «Оскар»  – «Курманжан Датка» стал не просто фильмом, но событием года в Киргизии. Я посмотрела его на премьере, в последний день лета, тогда только и было разговоров про первый отечественный «блокбастер», экранизацию истории о царице Алая Курманжан Датке.

А недавно в выходной день решила сходить еще раз на обычный сеанс, с русскими субтитрами. К моему удивлению, зал оказался все еще переполненным, причем людьми, которые в принципе не ходят в кино: бабушки, дедушки, дети, люди идут целыми семьями. Придя перед самым началом показа, мы купили уже последние билеты – редкий случай для Бишкека. Хотя билеты продаются без скидки, по той же цене, что на голливудские фильмы.

Я сидела рядом с апашкой в национальном платье и, вероятно, с ее детьми и внуками. За ними расположилась компания молодых людей, судя по виду – студентов, а прямо передо мной ­– интеллигентная семейная пара. Публика была разношерстная и разнокалиберная, в отличие от какого-нибудь голливудского хита, который привлекает похожих, примерно одного возраста, социальной группы и даже одинаково одетых людей. Поедая пахучие гамбургеры, утирая слезы под хруст чипсов и шипение колы, мы завороженно следили за сюжетом, который развернулся на 2 часа и 15 минут экранного времени. В момент самых сильных сцен режиссера Садыка Шер-Нияза по залу проносился вздох.

В кинотеатре «Манас» на глазах происходило сплочение киргизского народа.

Значит, цель достигнута, какими бы ни были в итоге кассовые сборы. Ведь главной целью самого дорогого фильма в истории страны, снятого на бюджетные деньги продюсером-депутатом Жылдызкан Жолдошевой, было не заработать деньги, а «поднять дух народа и сплотить страну».

«Через этот фильм мы сумели показать, что киргизы – древний народ с богатой историей. Благодаря таким личностям, как Курманжан Датка, была сохранена наша земля и наша нация. Показ фильма увенчался большим успехом, зрители семь минут аплодировали стоя, а я плакала, потому что меня переполняли эмоции», – сказала на международной премьере Жолдошева, известная в стране как один из самых скандальных политиков.

О чем же этот фильм, кроме того, что он про великую женщину киргизского народа? Сюжет аккуратно следует историческим хроникам и почти не расходится с тем, что мы читали в учебниках. Благо реальная жизнь царицы была такой трудной и интересной, что додумывать не надо; для авторов не представило труда туго переплести человеческую драму с политическими событиями тех лет. Жизнь будущей правительницы Алая показана с малых лет до самой старости. Бойкая девочка, решительная девушка, супруга сильного правителя, уважаемая женщина, алайская царица, датка, изменившая ход истории своего народа.

Отзывы критиков, как и политиков, положительные: «страна под впечатлением», «фильм превзошел ожидания», «лучшее кино киргизского кинематографа», «серьезная заявка для мирового проката». Все с гордостью подчеркивают бюджет киргизского «блокбастера» – полтора миллиона долларов, что для такой картины очень мало, при этом многие не преминут привести в пример расточительных казахов, которым, несмотря ни на какие миллионы, никак не удается снять свой шедевр.

Над фильмом «Курманжан Датка» съемочная группа работала два года, при этом было задействовано больше 10 тысяч участников, из которых 250 являются профессиональными актерами. Сэкономили, видимо, на массовых батальных сценах, которых в таком сюжете не может не быть, тем не менее их нет; и консультантах, потому что в фильме встречаются грубые ляпы, вроде клеенки на столе и пластмассовых пуговиц на национальной одежде киргизов тех лет. В остальном создатели постарались подробно восстановить народный быт и традиции, показать красоты родной земли.

Но при всех художественных достоинствах и недостатках не это главное, цель была другая – идеологическая. И она достигнута.

Народ второй месяц подряд идет на кино о своей народной героине, проникаясь чувством национальной гордости и патриотизма.

Кульминацией фильма стала сцена, когда Курманжан приходится выбирать между жизнью сына и спокойствием и миром для родной земли. В итоге царица выбирает последнее, жертвуя сыном. Для страны, пережившей две кровавые, при всей своей тюльпановости революции, это очень актуальный сюжет.


Автор: Екатерина  Иващенко, киргизский журналист

Поделиться: