Послевкусие

В мире фильмов самого кассового в году рождественского проката наметились явные сдвиги – увеличилось количество сортов попкорна! К просто сладкому добавился карамельный. Качество же фильмов, вышедших в прокат в декабре 2016-го, начале января 2017-го, заставляет задуматься. Esquire попросил кинокритика Олега Борецкого взглянуть на ситуацию профессиональным глазом.

ПОСЛЕВКУСИЕ

По древней традиции, идущей из прошлого века, в дни новогодних праздников все мы, или почти все, отправляемся за развлечением в кино. И нынешний год не был исключением. Вот только предложение на этот раз было, скажем так, не очень. Тут либо мы стали привередливы, либо традиция вырождается.

В канун Рождества и Нового года на экраны вышли «Елки-5» с интригующим слоганом «Начинаем отмечать». Ну что ж, отбросив сомнения, навеянные четвертой частью, мы последовали за лозунгом. И что же? Новогодняя российская франшиза в очередной раз продолжила эксплуатировать жанр фарсовой дебильности. Выражения лиц Светлакова и Урганта, замороженные однообразной усталостью, методично транслировались в зрительный зал, вызывая у кого зевоту, у кого подобие ленивой улыбки. Герой Гоши Куценко к пятой части без остатка растерял мужскую харизму, и теперь играл только одну мягкотелую ревность. Так что, пустить пулю в лоб было бы ему в самый раз, что он по фильму и пытался сделать, но сценаристы и режиссеры проявили к Гоше завидную жалость и спасли его от неновогоднего поступка. Что делать, юмор в праздничной и по призванию — народной комедии, где главная интрига в том, чтобы пингвин сел на яйцо, согласитесь, порадует немногих. Пора уже давно понять, что в «Елках» главное не комедия, а продакт-плейсмент, проще говоря – реклама всяческих брендов, на чем и зиждется этот бизнес-проект Бекмамбетова. Кстати, если вы заметили, Бекмамбетов в каждых «Елках» заигрывает с «Иронией судьбы». Но если фильм Эльдара Рязанова за сорок с лишним лет ничего не потерял в своем новогодне-атмосферном гипнозе, то «Елки» деградируют из года в год.

Наш ответ покинувшему родину Бекмамбетову – комедия «Бизнес по-казахски», вышедшая на экраны (то ли по вине прокатчиков, то ли по замыслу создателей) день в день с российским фильмом. Для нас такие картины дело привычное. Поколение, искалеченное КВН-ом, продолжает собирать из скетчей непритязательные безделушки отечественного экрана. Сначала было «Ограбление по-казахски», теперь – бизнес (что в принципе, одно и то же). Тренд доморощенной самобытности в жанре комедии вообще – золотая жила для нашего кино. Ведь дальше – только снимай: «телевидение по-казахски», спорт, мода, любовь, наука… В случае «Бизнеса по-казахски» мы имеем рядовой пример «кино ни о чем», посмеяться на котором удается в зависимости от вашего чувства юмора.

ПОСЛЕВКУСИЕ

Вообще, глядя на предлагаемое сегодня кино, так и хочется сказать: «Раньше были времена, а теперь моменты…» В тех временах экранизировали романы, теперь – видеоигры. Если вспомнить, 40 лет назад самыми смотрибельными фильмами были приключения, ужасы, комедии и мюзиклы, в топовую десятку 70-х попадали и «Звездные войны», и «Крестный отец», и «Афера», и лишь комикс «Супермен» занимал почетное 10 место. Сегодня, если отбросить все ремейки, сиквелы и приквелы как признак идейного истощения, зрителю предлагается в основном детское питание, состоящее из анимации, комиксов и перенесенных на большой экран видеоигр. Скажем, «Кредо убийцы» стал за последний год четвертым (после «Варкрафта» и иже с ним) фильмом, снятым по видеоиграм. На наших экранах «Кредо» появилось 5 января, видимо, с целью расшевелить зрителя после новогодней спячки. Однако случилось обратное. Ведь что происходит, когда вам предлагают ошеломительную ахинею? Правильно, вы засыпаете уже где-то на 20 минуте, потому как побороть отсутствие внятной истории и переплетение скучных сюжетов не представляется возможным. Но главная травма от «Кредо убийцы» – увидеть в нем замечательных актеров. Вспомним, как сыграл Джереми Айронз в «Лолите» или в «Женщине французского лейтенанта»! Про Мэрион Котийяр в роли Эдит Пиаф (заслуженный «Оскар») или Майкла Фассбендера времен «Стыда» или «12 лет рабства» я уж и не говорю. И что теперь? Все эти драматические актеры вдруг сказочно поглупели: они либо говорят чушь, либо играют персонажей, у которых нет характеров. Какие там характеры, все силы ушли на то, чтобы сделать  натурально похожим (как в видеоигре) капюшон главного героя. Видимо, эпоха такая. Сплошное фэнтези, бессмысленное и беспощадное.

ПОСЛЕВКУСИЕ

Как ни странно, с «Кредо убийцы» хорошо рифмуется российский «Викинг» (еще один новогодний «хит»). И дело не только в брутальном Средневековье. Оба фильма сближает невразумительная эклектика и псевдоисторическое наполнение под названием трэш.

Вообще, идеологическое кино, настойчиво и нарочито взращивающее патриотические чувства, на Новый год предложило нам равноценный выбор: либо лютый славянский пеплум «Викинг», либо наш степной гламур «Алмазный меч», который журналисты уже окрестили «рахат-лукумом для бедных».

И в том и в другом случае придворная съемочная группа старалась изо всех сил оправдать госзаказ: сделать красиво, зрелищно и грандиозно. Но, проверено уже не раз, там где стараются угодить, создавая державный миф, смотреть практически невозможно. Просто не получается соединить идеологию ни с искусством кино, ни с интертейментом. Таковы суровые законы попкорна.

Разбавить новогоднюю мишуру, да и то едва и чуть-чуть, удалось разве что «Пассажирам». Этот романтический сеанс на двоих и для двоих был незамысловат и футуристично красив. А что еще нужно, чтобы отдохнуть в тишине зрительного зала от бесбашенных «Елок», «Убийц» и «Викингов».

Так уж случилось, что ни ТВ, ни кино в минувшие новогодние праздники нас не баловало. А фееричный «Ла-Ла Ленд», который вышел в прокат только 12 января, опоздал на две недели. А жаль, на Новый год этот неомюзикл был бы в самый раз!


Олег Борецкий

Не забудьте подписаться на текущий номер