Надежды, амбиции, престиж и большие деньги. Все это словно придает дополнительную скорость космическим кораблям.


Кто в космическом клубе хозяин Ключевыми участниками космической деятельности являются: США, Россия, Европейское Космическое Агентство (ЕКА), Япония, КНР, Индия, Израиль. США — лидер, причем не только по расходам (в 2010 году они достигли 43 млрд. долл.), но и по амбициозности космических программ. Но важнее, что Америка задает тон в новом для космоса секторе — коммерческом. Даже во время экономического кризиса 2008-2009 годов компании, занятые в космической/спутниковой отрасли, демонстрировали рост, а общий объём инвестиций в коммерческие космические полёты в США составил полтора миллиарда долларов. Россия - правопреемница СССР сохранила в космической отрасли международное влияние. Ее расходы на космическую деятельность в 2010 году составили 2,5 миллиарда долларов. ЕКА состоит из 22 стран, весомее всего вклад Франции, Германии, Италии и Великобритании. В 2009 году бюджет EКА составлял 3,6 миллиарда евро. (страны имеют также собственные космические программы). В двухтысячные в двери клуба космических держав уверенно постучал Китай. Всего за три года, с 2002-го по 2005-й, космический бюджет Поднебесной вырос почти наполовину — с 1,8 миллиарда до 2,4 миллиарда долларов.

Из аутсайдеров в рекордсмены Индийская космическая программа с самого начала имела небольшой бюджет: в первое время специалисты вообще работали в заброшенной церкви рядом со стартовой площадкой. Сегодня Индия тратит на космос 1,2 миллиарда долларов в год. Недавно эта страна установила два мировых рекорда в освоении космоса: ее спутник Mangalyaan с первой же попытки вышел на орбиту Марса. Ранее свои аппараты на Красную планету отправляли США, Европа и Россия. Но индийская миссия – и это второй рекорд – стала самой дешевой: страна потратила на нее всего 72 миллиона долларов.

Не слетать, так заработать Казахстан тоже мечтает попасть в число космических держав. Наличие на своей территории бывшего советского космодрома Байконур и получение регулярной платы за аренду власти страны называют «уникальным конкурентным преимуществом». Ежегодно Россия платит за аренду комплекса 115 миллионов долларов и вкладывает 100 миллионов на поддержание объектов. Лучше меньше, да лучше Японский космический бюджет в начале двухтысячных годов составлял не более 12% от бюджета NASA (примерно 2 млрд долл.). В отличие от остальных стран для Японии космос не роскошь, не предмет национального престижа и даже не военный объект. Жизнь всего населения страны зависит от погоды и стихий, поэтому для японцев исследования в области метеорологии – вопрос жизни и смерти. На этом в основном и сконцентрированы усилия японских ученых и инженеров. Всем миром Самым затратным проектом из тех, что затевались в сфере освоения межпланетного пространства, считается Международная космическая станция, МКС. По состоянию на 2010 год, стоимость постройки МКС составляла 160 миллиардов долларов. И эта сумма продолжает расти. С 1985-го по 2015 год NASA предоставило около 59 миллиардов долларов на проект. Россия внесла около 12 миллиардов долларов, Европейское космическое агентство и Япония затратили приблизительно по 5 миллиардов долларов каждый.

Космические расценки С 2004 года, когда президент Джордж Буш-младший объявил о завершении программы использования многоразовых транспортных космических кораблей шаттл, Федеральное космическое агентство России повысило цену доставки американских астронавтов на МКС в восемь раз. В 2011 году стоимость доставки одного американского астронавта на орбиту на борту корабля «Союз» составляла 43,4 миллиона долларов. К 2016 году эта сумма, по прогнузу экспертов, вырастет до 63 миллионов, так что американцам пришлось еще больше сконцентрироваться на создании собственных средств для вывода человека на орбиту. «Спэйс» бизнес NASA стремится к созданию коммерческой службы так называемых «космических такси», разработкой и управлением которой занимаются предприятия частного сектора. В этой сфере выделилась компания SpaceX, которая является разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем. Ее глава, изобретатель и миллиардер Илон Рив Маск поставил перед собой цель — в 10 раз уменьшить затраты на космические полеты.

Ракетоноситель Falcon 9 и космический корабль Dragon был с нуля сконструирован SpaceX и Маском. В NASA уверяли, что на создание Falcon 9 уйдет 3,9 миллиарда долларов, но частник уложился в 300 миллионов. Компания Маска предоставляет самые низкие цены на доставку грузов на орбиту в мире. На данный момент у SpaceX есть контракты на 4 миллиарда долларов, при этом всего третья часть приходится на государство, остальные принадлежат бизнес-структурам.

Путешествие за свой счет 2001-й стал годом рождения космического туризма. Путевка к звездам стоит от 20 до 30 миллионов долларов. Для непрофессионалов поездка носит не только туристический характер. Например, южноафриканский предприниматель Марк Шаттлворт участвовал в экспериментах, связанных с исследованиями генома и синдрома приобретённого иммунного дефицита. А американский миллиардер Чарльз Симони выполнял заказ Европейского космического агентства – исследовал влияние невесомости на кровь. Другому миллионеру из США Ричарду Гэрриоту коммерческие организации заказали научные эксперименты, в частности по выращиванию белковых кристаллов. Американка иранского происхождения Ануше Ансари изучала влияние космической радиации и невесомости на членов экипажа и микроорганизмы, а также впервые вела блог во время космического полёта.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Марк Шаттлворт | Чарльз Симони | Ричард Гэрриот | Ануше Ансари |
В частном порядке Мало кто помнит, но еще до богатых космических туристов в космос за государственный счет отправлялись частные лица. Так, в 1990 году на космическую станцию «Мир» слетал японский репортер Тоёхиро Акияма. А четырьмя годами ранее на борту шаттла «Колумбия» был американский конгрессмен Билл Нельсон.


Космический дастархан

Подготовила Айнур Мазибаева
Не забудьте подписаться на текущий номер