27 марта во всех уголках нашей планеты отмечается праздник одного из главных видов зрелищного искусства — Всемирный день театра. Несмотря на то, что возникновение этого жанра уходит корнями в Древнюю Грецию, профессиональный праздник был утвержден только в 1961 году по инициативе Международного института театра. В этой статье мы расскажем о казахстанских экспериментальных театрах, в которых сплетаются традиции и инновации, реальность и фантазии, маленькая и большая жизнь.

Сценическая революция: обзор экспериментальных театров Казахстана
Фото ИИ

Независимый экспериментальный театр «Арт-убежище BUNKER», Алматы

Название этого театра говорит само за себя: «Bunker» расположен в настоящем бомбоубежище, которое когда-то было построено в целях защиты от боевых снарядов. Однако сейчас это место превратилось в узнаваемую арт-точку на карте Алматы. Здесь, на глубине нескольких метров под землей, свое пристанище нашли не только поэты, писатели, музыканты, художники, целых восемь театральных коллективов, но и школа современного театра: три ступени курса актерского мастерства, курсы драматургии и режиссуры, актерские интенсивы (пантомима, playback) и лаборатории (свидетельский театр, партисипаторные перформансы).

Мы поговорили с основательницей театра, Ксенией Драчуковой, которая рассказала нам о «визитных карточках-спектаклях», миссии и целях BUNKERа.

«У наших флагманских постановок есть две отличительные особенности: они откликаются на самый болезненный запрос общества в момент времени и вследствие этого недолговечны. Их объединяет один фактор: тщательный подбор команды (режиссера и актерского состава)».

Сценическая революция: обзор экспериментальных театров Казахстана
Фото предоставила Ксения Драчукова

За период существования театра Ксения выделила такие постановки, как «Мертвые» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», реж. Абдильдинов Азамат Казтаевич, 2018 год), патриотический спектакль о любви к родному городу «я (не) люблю Алматы (по пьесе преподавателя Ксении, Богаева Олега Анатольевича «я не люблю, зачеркнуто, люблю Екатеринбург» и реальным историям жителей Алматы, 2020 год), спектакль-манифест «.doc» (по мемуарам значимых для истории людей и биографиям наших заметных современников, реж. Драчуков Евгений Анатольевич, 2022 год). Сейчас команда BUNKERa репетирует спектакль такого же порядка. Рабочее название «Народное сообщение», премьера состоится в апреле текущего года.

«Пусть не в бомбоубежище, пусть фабрики и ангары становятся храмами искусства»

В этом году BUNKERу исполнится 10 лет. По словам Ксении, самым большим достижением за все время можно считать то, что ей и ее команде удалось сохранить звание действительно независимого театра. У него не было и нет поддержки со стороны государства и различных фондов, он существует только за счет проданных билетов и помощи зрителей.

Ксения делится: «Я была мечтательницей десять лет назад и остаюсь ей, но только теперь у меня есть еще и опыт. В самом начале создания BUNKERa мне не раз говорили, что это утопия, потом говорили, что будут с нами считаться, если мы протянем года три, потом предрекали, что лет через семь мы точно это бросим. Ничего из этого не случилось. А вот BUNKER случился — состоявшийся, признанный. И теперь у меня новая мечта: создать сеть независимых театров, чтобы в каждом городе Казахстана был такой. Пусть не в бомбоубежище, пусть фабрики и ангары становятся храмами искусства (тоже часть нашей концепции). Работу над открытием первого филиала мы уже начали, хочется успеть сделать BUNKERу к юбилею такой подарок. Ну а в каком городе — пока секрет, не хочется портить сюрприз. Хочется, чтобы в любом уголке нашей страны люди могли соприкоснуться с современным искусством».

Независимый экспериментальный театр «Наскальный кит», Караганда

Существует мнение о том, что весь культурный потенциал Казахстана раскрывается только в крупных городах. Однако Мария Сигал, одна из создательниц карагандинского экспериментального театра, с этим не согласна: «Я не считаю, что культура в Казахстане сосредоточена только в мегаполисах, потому что художники в широком смысле этого слова проживают в разных частях нашей страны. Как в крупных городах, так и маленьких. Более того, Караганда — это культурное наследие Казахстана».

Театр «Наскальный кит» был основан около трех лет назад Марией Сигал и Антоном Диминым. Это уникальный для шахтерской столицы проект, который собирает вокруг себя все культурные сообщества города и знакомит карагандинских зрителей с новым, нетипичным для них театральным искусством. Ранее творческая пара работала над детской школой кино и телевидения «Kids TV», которая просуществовала ровно 10 лет до начала пандемии в 2020 году.

Мария рассказала нам об отличительных чертах «Кита» и упомянула спектакль, который запомнился ей больше всего: «Чем наш театр является эксклюзивным, так это тем, что все наши постановки готовятся не менее полугода, а показ идет всего максимум два дня. Поэтому количество постановок у нас не такое большое, но каждая из них нам очень дорога и безусловно относится к важной составляющей нашего театра».

Среди всех постановок она выделила спектакль «Буркевиц отказал», основой которого стало произведение М. Агеева «Роман с кокаином»: книга-исповедь молодого человека о поиске и потере себя, роман-загадка о соблазнах и пороках современного общества.

Сценическая революция: обзор экспериментальных театров Казахстана
Фото предоставила Мария Сигал

«Почему именно эта работа? В ней все как-то так сложилось, что мы затронули огромное количество очень важных и животрепещущих тем, особенно на тот период времени. Мы поговорили и о личном, и о взаимоотношениях, и о любви, и о Боге, и о разных людских судьбах. Эта постановка была очень эмоциональной для каждого, кто принимал в ней участие. В том числе и для зрителя. Многие люди, пришедшие на показ, писали нам и оставляли свои отзывы только через неделю после представления. Им понадобилось столько времени для того, чтобы прийти в себя, проанализировать свои чувства и что-то осознать».

«Как и все художники, мы стремимся к признанию»

В шапке инстаграм-профиля «Наскального кита» указан своего рода девиз: «Создаем, креативим, стремимся». Наша редакция поинтересовалась, что именно скрывается за этими словами.

«Как бы банально это ни звучало, мы создаем творчество. Нам не хочется быть ремесленниками, нам хочется оставаться художниками. Креативим мы во всем, что делаем. Все наши постановки по произведениям малоизвестных драматургов. Нам хочется браться именно за такие произведения, потому что мы хотели бы увеличить кругозор нашего зрителя. Для того, чтобы они понимали, что есть другие интересные пьесы, помимо всем знакомых классических постановок. К чему мы стремимся? Конечно, как и любые творческие люди и художники, мы амбициозно стремимся к признанию. Хочется, чтобы о нас узнало как можно больше людей и не только в нашем городе. Меня радует, что на наши постановки приезжают зрители из других городов. Из Астаны, например, она к нам ближе всего. И то, что нас начали узнавать в Алматы — это большая гордость для нас. Большинство театров, находящихся там — то, на что мы равняемся. Нам хочется быть не хуже. Хотим, в первую очередь, чтобы заговорили не о нас и нашем театре, а о Караганде».

Арт-Проект «täuel[dı]sız», Астана

Последняя часть нашего обзора посвящена проекту, который однозначно относится к эксперименту, но его не совсем можно назвать театром. «täuel[dı]sız» — это яркий образец современного независимого искусства в Казахстане, который нельзя оставить без внимания. Об истории создания, темах представлений и большой мечте проекта нам рассказал создатель и продюсер täuel[dı]sız, Руслан Жубаныш.

«Учась на четвертом курсе бакалавриата, я подумал о том, почему бы не превратить поэзию в шоу и, наконец, не достучаться до большой аудитории? Так зародилась идея о täuel[dı]sız и с 2019 года мы с друзьями ведем этот проект. Мы начали над ним работу исключительно на юношеском энтузиазме, не имея абсолютно ничего: ни бюджета, ни сценария, ни концепции».

Сценическая революция: обзор экспериментальных театров Казахстана
Фото предоставил Руслан Жубаныш

Руслан сам по специальности журналист, но всегда хотел создать что-то свое в сфере искусства. Еще в школьные годы он заинтересовался казахской поэзией и понял, что у нее есть большой потенциал затронуть самые разные темы. Вопреки всеобщему мнению, стихотворения на казахском не всегда посвящены любви, матери и отцу. Своими выступлениями команда Tauel[di]siz как раз доказывает это. Совсем скоро, в апреле, у них пройдет седьмой по счету концерт в Астане. Он будет посвящен трем главным темам, из которых на сегодняшний день раскрыты две: «Аштық жайлаған дала» («Голодная степь») и «Атом улаған дала» («Атомная степь»). За основу для представлений взяты отрывки из одноименных книг Сары Кэмерон и Тогжан Касеновой. У авторов было получено личное согласие на использование информации из их работ и, помимо этого, они были приглашены на следующий концерт арт-проекта.

«Ашаршылық (Голод) — это первая тема нашего предстоящего выступления и то, о чем мы должны говорить. Это одна из страниц нашей истории, которая не получила нужную оценку на государственном уровне. Мы считаем, что, как и Голодомор в Украине, ашаршылық тоже заслуживает мировой огласки. Поэтому мы хотим хоть как-то внести свой вклад через перформанс.

Вторая тема: «Атом улаған дала» («Атомная степь»). Мы стараемся быть начеку и поднимать актуальные проблемы. В этом году президент огласил новость о референдуме по АЭС. Конечно, атомная электростанция и трагедия испытательного полигона — это две разные темы. Но они перекликаются друг с другом. Когда среднестатистический человек слышит что-либо про АЭС, то он невольно думает о взрывах на Семипалатинском полигоне. Наш главный посыл будет заключаться в том, что это трагедия не только жителей Семея, эта трагедия касается нас всех».

От бесплатных показов до международных наград

Сейчас täuel[dı]sız — это уже не просто проект юных энтузиастов. За недолгое время своего существования они столкнулись с разными препятствиями: бесплатные выступления, цензура, бартеры с государственными театрами на предоставление залов и отсутствие постоянного спонсора. Однако, несмотря на это, они добились больших результатов. Например, в прошлом году проект получил премию ARTIF Awards. Эта награда вручается арт-активистам, которые поднимают важные проблемы в обществе и мире благодаря искусству. И совсем недавно основатель Руслан Жубаныш был отобран в качестве креативного продюсера для международной программы Creative Producers от Британского Совета.

«Я перечисляю наши достижения по той причине, что несмотря на такие постоянные невзгоды и челленджи, мы стараемся изо всех сил и держимся на ногах. täuel[dı]sız — это про правду, независимое искусство и свободу. О маленьком человеке, который живет в этом большом мире. Ведь нет инструкций по тому, как правильно жить. И в этом искусство должно быть правильным ориентиром. Мы не стараемся быть последней инстанцией в поисках правды и просто стараемся показывать все как есть. Окончательное решение мы всегда оставляем за зрителями, это наше твердое правило», — делится Руслан.

Сценическая революция: обзор экспериментальных театров Казахстана
Фото предоставил Руслан Жубаныш

«Работа дается сложнее, когда нет своего шаңырақа»

В этом году арт-проект отмечает свой небольшой юбилей: ему исполнится 5 лет. После предстоящих концертов команда Tauel[di]siz возьмет паузу, чтобы вернуться к зрителям с новыми силами и идеями.

Немного о мечте: «Сейчас наши репетиции проходят в стенах школ по общим соглашениям, так как мы не можем себе позволить аренду зала. Это не всегда удобно и вызывает некоторые затруднения. Поэтому наша маленькая-большая мечта — это арт-спейс, где мы могли бы проводить не только большие, но и маленькие вечера современного искусства. Это очень сильно облегчило бы работу над проектом, ведь она дается сложнее, когда нет своего шаңырақа».


Автор: Тансу Оспан

Поделиться: