27 февраля на стриминге FX стартовал «Сегун» — дорогостоящий мини-сериал, основанный на историко-приключенческом романе Джеймса Клавелла. Рассказываем, кто работал над созданием масштабного шоу, а также о том, почему его ни в коем случае нельзя пропускать.

«Сегун»: честный обзор сериала, который критики уже назвали новой «Игрой престолов»

О чем это

Начало XVI века. В феодальной Японии идет ожесточенная борьба за власть. Действующий правитель мертв, а его прямой наследник слишком юн, чтобы занять трон. Пятеро влиятельных регентов готовы развязать гражданскую войну, способную навсегда изменить ход истории. Между тем в Европе продолжается многолетняя схватка между Британией и Португалией. Несколько десятилетий назад португальцам удалось обосноваться на японских землях и развернуть здесь торговлю. Британским протестантам, понятное дело, это не нравится. Главный герой — английский штурман Джон Блэкторн, которому в судоходстве нет равных. Вместе с экипажем голландского судна ему удается-таки отыскать Японию, однако команда обессилена, капитан — застрелился, а на берегу уже поджидают вооруженные солдаты, которые чужакам явно не рады. Вопреки козням португальских католиков, пользующихся здесь огромным влиянием, Блэкторну удается завоевать доверие японских военачальников, после чего он становится ключевым звеном в запутанной политической игре.

«Сегун»: честный обзор сериала, который критики уже назвали новой «Игрой престолов»

Экранизация выдающегося произведения

В основе сюжета сериала лежит одноименный роман американского писателя Джеймса Клавелла, изданный в 1975 году. Отличительная черта книги — аутентичное описание японского быта «эпохи воюющих провинций», когда страна увязла в нескончаемых междоусобицах. Все описанные в романе события имеют под собой историческую подоплеку: персонаж Джона Блэкторна списан с европейского мореплавателя Уильяма Адамса, действительно прибывшего в Японию в 1600 году, тогда как прототипом мудрого регента Еси Торанаги выступил Токугава Иэясу, приход к власти которого ознаменовал собой начало эпохи Эдо. Кульминация произведения — Битва при Сэкигахаре, реальное сражение, которое принято считать самым крупным в истории Японии. Опираясь на достоверные факты, Клавелл создал увлекательный приключенческий роман, ставший бестселлером в США и породивший на западе интерес к японской культуре.

«Сегун»: честный обзор сериала, который критики уже назвали новой «Игрой престолов»

Спустя всего пять лет, в 1980 году, на канале NBC вышла первая экранизация «Сегуна» стоимостью в 20 миллионов долларов (70 миллионов долларов сегодня). Мини-сериал режиссера Джерри Лондона, спродюсированный Клавеллом, повторил успех литературного первоисточника, показав рекордные на тот момент рейтинги и завоевав три «Эмми». Теперь, спустя еще 44 года, свет увидела новая экранизация, разработкой которой на сей раз занялись Фред Туа («Пацаны»), Джонатан ван Тюллекен («Отбросы») и Шарлотта Брандстром («Ведьмак»). И всего после трех серий критики единодушно ставят шоу в один ряд с «Игрой престолов».

«Сегун»: честный обзор сериала, который критики уже назвали новой «Игрой престолов»

Тренд на все азиатское

Первое, что поражает при просмотре нового «Сегуна» — масштаб постановки. Авторам сериала удалось воссоздать на экране не только деревеньки, но и огромную Осаку. Органичный сплав натурных съемок и CGI позволяет зрителю с головой окунуться в иной мир, который он шаг за шагом открывает для себя вместе с Блэкторном. Реализация подобного проекта — серьезный риск: речь не только о дороговизне производства, но также о японском касте и доминировании недублированной японской речи, что может отпугнуть часть аудитории. Впрочем, нетрудно понять, почему сериалу дали зеленый свет именно в наши дни. Вот уже пять лет Голливуд и западные стриминги демострируют небывалую лояльность к культуре стран Азии и постановщикам азиатского происхождения. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на триумфаторов последних «Оскаров»: тут вам и «Паразиты» с четырьмя наградами, и «Все, везде и сразу» об опыте эмиграции азиатов в США, и Хлоя Чжао в качестве первой режиссерки-азиатки со статуэткой. Marvel делает уся «Шан-Чи», инди-драмы «Минари» и «Прошлые жизни» многократно окупают свой бюджет, а одним из хитов Netflix в 2023 году становится сериал «Грызня». Тренд на все азиатское очевиден, поэтому если и выпускать очередной «Сегун», то именно сейчас. Тем более, что подзабытая самурайская тематика — благородная почва для создания большого зрительского хита.

«Сегун»: честный обзор сериала, который критики уже назвали новой «Игрой престолов»

Антиколониальная оптика

Важным новшеством «Сегуна»-2024 стал отказ от фигуры «белого спасителя»: в первой экранизации мы следили за событиями исключительно от лица Блэкторна, надменного и самоуверенного европейца, готового отдать жизнь за незнакомых ему людей. В современном прочтении англичанин оказывается куда более сложным и неоднозначным персонажем. Так, истинной причиной его прибытия служит приказ уничтожить все испанские территории, включая те, что расположились в Японии. То есть Блэкторн и впрямь варвар, коим его сходу нарекают местные жители. В кадре чужак теперь существует на равных с другими, прежде глубоко второстепенными героями, среди которых выделяется Торонага в исполнении Хироюки Санада — погрязшего в голливудских блокбастерах актера, наконец-то получившего роль, достойную его таланта. Он, надо признать, по меньшей мере не уступает великому Тосиро Мифуне — главному самураю мирового кинематографа, воплотившему аналогичный образ в прошлой телеадаптации. Наконец, нельзя не отметить Анну Саваи, сыгравшую переводчицу Тоду Марико. В нынешней версии ее героиня перестает быть просто любовным интересом Блэкторна и правой рукой Торонаги. Она — одновременно и сердце всего сериала, и важная фигура этого, казалось бы, сугубо маскулинного мира политиков и самураев. Именно Марико в конечном счете оказывается связующим звеном между востоком и западом, способствуя их слиянию.

«Сегун»: честный обзор сериала, который критики уже назвали новой «Игрой престолов»

Вердикт

Уже сегодня можно с полной уверенностью сказать, что «Сегун» — один из претендентов на звание лучшего сериала 2024 года. В золотой век стримингов создатели новой экранизации смогли реализовать свои самые смелые идеи: тут вам и нагота, и по-настоящему эпические батальные сцены, а головы летят с плеч по поводу и без. При этом секс и экранное насилие не являются самоцелью, а лишь органично разбавляет политические интриги, коим на сей раз уделено куда больше внимания. Настоящий подарок всем поклонникам историко-приключенческого жанра и японской культуры. 


Максим Федоров

Поделиться: