Кинорежиссер, сценарист, продюсер и клипмейкер. 62 года.

Тимур Бекмамбетов
Источник фото

Я из Казахстана, по отцу казах, у меня есть казахский род. Однажды мой дядя, ныне покойный, сказал, что у каждого рода есть слоган, свой клич. И на вопрос, какой же у нас, он ответил: «Иди туда, где трава зеленая».

Я всегда занимаюсь тем, чего не было до меня.

Большой брат управляет нами. Следить для него — задача мелкая. Имя этого брата — искусственный интеллект. Информация, которую он накапливает — Big Data, — позволяет анализировать нашу деятельность, контакты, мечты. В ваших же интересах искусственный интеллект следит за вами или вопреки им — вопрос остается открытым.

Кино за последние 30 лет мало изменилось. Фильмы, которые я снимал 20 лет назад — во времена «Ночного дозора», — выглядят так же, как выглядят фильмы сегодня. Невозможно продолжать заниматься творчеством, если ты не в состоянии удивлять себя чем-то новым — формой, задачами, языком. С другой стороны, я стал ощущать огромный разрыв между тем, что волнует людей, и тем, что снимают кинематографисты. Ленивые сценаристы, режиссеры продолжают снимать фильмы про людей в масках, забегающих в банк с ружьями.

Чтобы жизнь была интереснее, нужно себя чем-то удивлять. Просто производить прибыль — уже не интересно. Это развлекало 20 лет назад, когда в России создавался капиталистический уклад жизни. Потом стало однообразно, и просто зарабатывать деньги — не так интересно, как создавать новые миры, продукты, формы.

Мир стал очень консервативным, рациональным, предсказуемым, и нет видения будущего. Рациональная позиция, о которой говорят люди, — на ближайшие три месяца. Сейчас есть дефицит именно видения будущего, а не того, как правильно считать бизнес-план на следующий квартал.

Когда я говорю про потребность в новом, я не имею в виду, что нам нужно прямо сейчас сделать что-то новое. Нужно это новое попытаться увидеть, чтобы со всей дури не врезаться на полной скорости в забор. Надо постараться смотреть не под ноги, а вперед, и тогда, дай Бог, у нас хватит времени нажать на тормоза или руль повернуть вправо или влево.

Фильмы про всепрощение непопулярны в современном обществе. Убедить людей в том, что они должны простить своего врага, оказалось в коммерческом кино задачей нереализуемой.

Я верю в свободу выбора человека. Никто никогда не сможет вас заставить сфокусироваться на чем-то, что вам самому не кажется важным.

Я могу сделать рекламу в виде фильма, и также фильм в виде рекламы. Это решение зрителя ходить на них или нет. И здесь никто мне не указ, как делать фильмы — с рекламой или без нее. Могу сделать политическую рекламу, могу пропагандистские фильмы делать. Это мое личное дело

Со времён Дяди Стёпы в России не создавали ни одного персонажа, который являлся бы с одной стороны воплощением абсолютного добра, а с другой — обладал бы сверхспособностями.

Мне кажется, что фильм «Ирония судьбы» – не советский, а антисоветский. И в современной России, по идее, симпатии к нему должны падать. Хотя бы потому, что герой Яковлева сегодня гораздо симпатичнее героя Мягкова. 

В Америке застой идей. Им нужна свежая кровь.

Мир намного больше, чем эта вертикаль – «Москва – Голливуд – блокбастер». Есть еще Индия – замечательная страна. Я б с удовольствием снял индийский фильм.

Делать невозможное — единственное, что меня интересует. Наверное, что-то не получается. Ну и хорошо.

Поделиться: