Бесконечный дождь, продажные копы, темные улочки, мрачный главный герой и загадочные убийства. Esquire решил вспомнить самых ярких кинопредставителей современного нуара за последние четверть века.

Нуар
Источник фото

«Темный рыцарь»

Рейтинг «Кинопоиска»: 8,4

Рейтинг IMDb: 9,0

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Кристофер Нолан

Нуарная сказка от Кристофера Нолага – это вовсе не та сказка, где добро побеждает зло. Бэтмен одновременно считается «народным дружинником», и в то же время, его обвиняют в многочисленных смертях чиновников и служителей правопорядка. Альянс с комиссаром полиции Джимом Гордоном и окружным прокурором Харви Дентом оказывается бессилен перед тем ужасом, что творит неведомый анархист с клоунским гримом под прозвищем «Джокер». При этом и Джокера невозможно назвать полноценным гадом. Хоть его действия и не хочется оправдывать, но по мере развития понимаешь, что город Готэм, где разворачивается вся эта история, погряз в грязи и коррупции.

«Под Сильвер-Лэйк»

Рейтинг «Кинопоиска»: 6,3

Рейтинг IMDb: 6,5

Страна: США

Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл

«Под Сильвер-Лейк» — это лихой микс голливудских мифов и одновременно философское эссе о сути современной поп-культуры, блестяще упакованные в увлекательный детектив. Сюжет превращает главного героя в своего рода частного сыщика — типичного героя нуара, который пытается распутать тайну, призывно мерцающую за праздничным фасадом Лос-Анджелеса. Тут тебе и пропавший миллиардер, и невидимые знаки, которые оставляют друг другу всемогущие калифорнийские бомжи, и подземелье из видеоигры про Марио под Голливудским холмом, и секретная карта в коробке с хлопьями, и шифры в радиохитах, и конспирологические теории. 

«Город грехов»

Рейтинг «Кинопоиска»: 8

Рейтинг IMDb: 7,8

Страна: США

Режиссер: Фрэнк Миллер, Роберт Родригес, Квентин Тарантино

Город Грехов — самый грязный, жуткий, беспринципный город, навсегда завязший в 30-40-х годах. Им заправляют коррумпированные полицейские, уличные банды и мафиозные группировки.Три жестоких романса, взятых из рисованных нуаров Фрэнка Миллера, образуют канонический сюжетный узелок а-ля «Криминальное чтиво», а вылизанностью картинки и живописной дикостью бьют не только совместные тарантино-родригесовские рекорды былых лет, но и нынешние достижения восточноазиатского, например, кинематографа. 

«Ангел-А»

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,7

Рейтинг IMDb: 7,1

Страна: Франция

Режиссер: Люк Бессон

Черно-белый Париж. Маленький, отчаявшийся марокканец. И высокая, длинноногая.. девушка.  Если человек в глубине души убежден, что не достоин, не имеет права жить хорошо — он будет постоянно получать подтверждения этому в любых сферах и ситуациях. Главный герой фильма все время на все жалуется, всем недоволен, в душе считает себя законченным неудачником. И мир любезно ему вторит в виде различных проблем и передряг. Очаровательная блондинка в черном платье олицетворяет собой надежду и веру, что есть и другие пути, что можно жить иначе, в противовес уродливому прошлому, бесчисленным поражениям и опостылевшим догмам. Ангел-А стремится научить Андре самому сложному, но и самому важному — принятию себя, несмотря ни на что. Только так у него есть шанс подняться со дна и начать новую жизнь.

«”V” значит Вендетта»

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,8

Рейтинг IMDb: 8,2

Страна: Великобритания, Германия

Режиссер: Джеймс МакТиг

В альтернативной истории Великобритания в наши дни (а может, и не наши – в фильме трудно точно понять время действия)  — мрачное фашистское государство, которым управляет канцлер Адамом Сатлером. Но, как всегда в таких случаях происходит, появляются подпольные революционеры, в нашем случае один революционер. И имя ему V. За весь фильм мы так и не увидим лица героя.

К слову сестры Вачовски (на тот момент еще, правда, братья) — большие поклонницы творчества Алана Мура. Сценарий фильма они написали еще в середине 1990-х. До того, как начали работать над  «Матрицей» 

«Шоссе в никуда»

Рейтинг «Кинопоиска»: 7,4

Рейтинг IMDb: 7,6

Страна: Франция, США

Режиссер: Дэвид Линч

Фред Мэдисон, приговоренный к высшей мере за убийство своей жены, исчезает из камеры смертников, а на его месте находят растерянного и ничего не понимающего Пита Дейтона. Выпущенный на свободу Пит пытается вернуться к нормальной жизни, но вместо этого его ждет необъяснимый кошмар. Объяснение тому, что происходит с героем, можно найти в психогенной фуге (частичная амнезия, искажение реальности), а можно в замкнутой временной петле (фильм начинается и заканчивается фразой «Дик Лоран мертв»), которая уподобляет картину ленте Мебиуса. Сам Линч, впрочем, называет фильм «достаточно прямолинейным» — как то потерянное шоссе, которое стало его центральной метафорой

«Малхолланд-драйв»

Рейтинг «Кинопоиска»: 7.6

Рейтинг IMDb: 8

Страна:  Франция, США

Режиссер: Дэвид Линч

Черный лимузин с шикарной брюнеткой останавливается на ночном шоссе. Сейчас ее будут убивать. Спасенная внезапной аварией, брюнетка слепо забредает в чужое бунгало. Туда же въезжает племянница отбывшей хозяйки, милая блондинка Бетти, приехавшая покорять Голливуд. Вдвоем они, пренебрегая опасностью, расследуют, кто же брюнетка на самом деле. Один из лучших фильмов Дэвида Линча, разделившего с братьями Коэн приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале в 2000 году.