Виктор Львович Гинзбург – режиссёр, экранизировавший романы Виктора Пелевина «Generation П» и «Ампир V» поделился историями со съемочной площадки, планами на следующую экранизацию и немного рассказал о житейском.

Виктор Гинзбург про Пелевина, Оксимирона и PinkFloyd

Источник фото

Вы сняли короткометражный фильм «Alien Probe» на песню New Order «Blue Monday». Как поклонник группы, не могу не спросить об этой истории.

Это была моя студенческая работа в киноинституте в Нью-Йорке. И я сделал подобие клипа — абсолютно сумасшедшая хулиганская вещь. Использовал их музыку, совершенно не понимая о правах. У USA Network была передача, где они показывали клипы. Я отправил им это видео, оно понравилось. Вот и вся история.

Вы знакомы с ребятами из группы? Или это было только заочное обсуждение прав? 

Только переписка и все. К сожалению, я с ними так и не познакомился. Группа была крутейшая. 

Какую музыку вы слушаете?

У меня с музыкой очень непростые отношения, потому что я родился в семье великого пианиста, профессора консерватории. И я ненавидел звук Шопена в 8 утра всем своим существом. Поэтому у меня с классической музыкой странные, сложные отношения. А в остальном диапазон музыки, который я слушаю довольно широкий.

Как вы потребляете музыкальный контент? Стриминги или любите поставить пластинку, может слушаете диски или кассеты? Мода на винил, так или иначе, возвращается. Но сейчас есть тенденция, что CD снова становятся предметом гедонизма.

Да, это в тренде. Пользуюсь стримингами – это упрощает жизнь. Коллекция музыки на носителях у меня есть, но я давно их не трогал. Хотя недавно я слушал Рюити Сакамото. Он мне подарил диск свой. Мы познакомились в Лос-Анджелесе лет 10 назад. Там как раз речь Оппенгеймера.

У вас более 40 музыкальных работ, как клипмейкера. Какая из них любимая? 

Мой первый клип был для моего друга. Это был клип на песню «Maybe It’s Stupid» Боба Пфайфера. Он малоизвестный, наверное, рокнрольщик. В Нью-Йорке мы сняли достаточно повествовательный клип про девушку, которая становится наркоманкой. Я это все сам снимал, сам монтировал за $3000. И он попал в Heavy Rotation на MTV. Это был прорыв, хотя мы этого и не ожидали. Пэт Бенатар увидела этот клип и сказала: «хочу этого режиссера». Для нее я снимал клип уже за $100 000. Уже попав в индустрию, ты особо не выбираешь, выбирают тебя. Кого я только не снимал. Был Ингви Мальмстин. Такой Джими Хендрикс шведский. И я снял замечательный клип для Робби Робертсона в индейской резервации. Это был мой последний клип. В 1995 его снял, по-моему.

Вы снимали для Gorky Park. Что это за работа?

My Generation. Снял его в Бруклине.

Я каждый раз спрашиваю, действительно ли была ситуация, когда Gorky Park, гастролируя по США, на их концерте их разогревали Red Hot Chili Peppers

Я не знаю. Это возможно теоретически.

Их подавали в свое время как группу из Союза. И весь образ был выстроен именно на этом. 

Это всё заслуга Стаса Намина. Он, в этом смысле, гениальный продюсер. Была компания PolyGram Records. Они у меня заказали клип. Я пришел на 40-й этаж, встретиться и получить всю информацию про эту группу. По-моему, они L.A. Guns назывались. Я захожу и вижу на столе лежит кассета, на ней написано Gorky Park. Я говорю, я настоящий русский. Они были в легком шоке. Я говорю, мне нужно с этой группу поработать, а не L.A. Guns. Она говорит, их продюсер сейчас придет сюда, вы познакомитесь. И пришел Стас, посмотрел мой ролик и говорит, договорились. Таким образом я оказался в России, хотя это был ещё Советский Союз. А клип сняли в Бруклине, люблю эту работу.

В какой момент вы решили что «Generation П» — то что нужно экранизировать? Помните тот день, когда пришла эта мысль?

Прекрасно помню. Я прочел роман в 2005 году. До этого что-то слышал, хайп был вокруг. Прочел его и понял, что только я могу это экранизировать. Абсолютно четкое ощущение, что я понимаю все, о чем он пишет и что я вижу все, что он пишет. Помню ощущение, что, наконец, прочел то, что меня трогает до глубины души. С этого все началось. Я начал искать Пелевина, что было не просто. В конечном итоге через каких-то знакомых, друзей. Московский андеграунд меня с ним свел. Потому что я сделал фильм «Нескучный сад». Этот фильм лежал на полке много лет. Вышел в 1993 году и Виталий Манский в 2021 году мне звонит и говорит: «хочу его показать на фестивале Артдокфест».  Фильм был снят еще на пленку. Очень красивый получился, на самом деле.

На момент съёмок «Generation П» все ли актеры знали, кто такой Гинзбург? Тяжело ли было договариваться с точки зрения каста?

Пробы актеров это отдельное кино в моей жизни, бесконечный процесс (смеется). Но это ключевой процесс. Никто не знал кто такой Гинзбург. Я был некий американец, который приехал делать кино. Актеры российские в принципе это циники до мозга костей. Люди, которые привыкли проституцией заниматься, потому что тексты, то что им дают читать, то что им дают играть до того ужасны, как правило, особенно телевизионные. Их цинизм абсолютно безграничен как вид с Останкинской телебашни, цитируя «Generation П». В этом смысле все было очень непросто. С Епифанцевым у нас были тяжелейшие отношения. Сейчас у нас полная любовь. Он сыграл и в Ампире. 

Виктор Гинзбург про Пелевина, Оксимирона и PinkFloyd

Наверно в январе-феврале этого года фильм «Ампир V» появился на пиратских стримингах. А месяц назад в Казахстане его пустили в прокат. 

Это была маркированная копия в единственном экземпляре, сданная в Госфильмофонд России. Длина была ровно 114 минут, также как и законченного фильма. И когда подаёшь на прокат, там ящик документов, невероятный объем. Пока они документы все проверяют, мы должны сдать законченный фильм, но главное, чтобы длина была такая же. И мы им сдали абсолютно рабочую версию, где отсутствуют сцены, где есть лишние сцены, в общем, практически сырой материал. И Госфильмофонд это единственное место, где эта копия была. Через два месяца мы уже сдали законченный фильм. Ограниченный круг лиц имел доступ к этой версии и они выпустили эту «пиратку» в сеть. Негодяи!

Невольно провожу параллель как выходили фильмы в Союзе. Есть много историй, как режиссеры добавляли нарочито ненужные сцены в свои фильмы, чтобы их убрали, а остальное прошло. Получается, что мы глобально вернулись к такой же цензуре, только ещё более нескрываемой и иногда нагло сделанной.

Это был чистый акт саботажа, потому что нам в течение года говорили, подождите, не надо ничего делать, все успокоится, и вы выйдете. И мы действительно ждали. Наши продюсеры, инвесторы, все люди, которые вложились в это. И как только появилась информация, что нас взяли в конкурс на кинофестивале в Монреале. Это один из главных жанровых фестивалей в мире. И буквально через неделю появилась эта пиратка. 

Кажется, в 2018 году был сбор средств на то, чтобы случилась съёмка «Ампира V». Я донатил какую-то сумму. Но я помню, что был лот стоимостью 25 000 рублей. И за эту сумму можно было попасть в каст массовой сцены. Каково было мое удивление, когда при просмотре фильма я увидел, что люди в этой сцене были в масках. Были ли те, которые расстроились что не удалось лицом «засветиться»?

Я помню, что кому-то мы возвращали, кто-то был недоволен. Но это были единицы. А вообще были сцены и без масок. Все были счастливы участвовать в процессе. Особенно, если мы говорим про бал халдеев, который снимался очень долго. Около двух недель снимали. И там конечно вся массовка участвовала душой. 

Откройте мне небольшую тайну. Мы обсуждали с Оксимироном его роль в фильме, но не пробы. Как проходил его кастинг? 

Я перепробовал очень много актеров на эту роль. Не мог найти эту наглость в глазах. И прям мучился этим вопросом. Там такой изощрённый тип. Увидев его батлы, у меня был некий скепсис изначально. Но я могу сказать, что он большой молодец, потому что первые пробы были средние.

Виктор Гинзбург про Пелевина, Оксимирона и PinkFloyd

Байка ли то, что на этапе съёмки «Generation П» пришла рукопись Виктора Олеговича с подписью: «вот ответ на то, кто за всем этим стоит»?

Примерно так и было. Витя просто пришел ко мне в Москве и положил это на стол. Ответ на главный вопрос Generation П. И моя судьба была решена в этот момент. 

Можно сказать, что вы друзья с Пелевиным?

Конечно. Насколько это возможно, потому что общение очень редкое. Считаю его другом. 

Многие до сих пор думают, что Пелевин это проект, это не один человек. И есть общий флёр загадочности.

Я никогда не сомневался в его существовании. 

Это как история с Бэнкси. Пелевин это литературный аналог Бэнкси. 

Параллель абсолютно правильная. Он реальный, настоящий, существующий человек, не пришелец. Но, то, что труба из космоса прямо идёт в его мозг, в этом сомнений нет. 

Как быть с людьми, которые говорят расхожую фразу: «Пелевина не читал, но осуждаю». 

Существует такая тенденция, да. Это, к сожалению, не только к Пелевину относится, ещё советская история. Тогда осуждали всех поголовно. Есть передача Жаринова, он литературовед, который очень сильно хейтит Виктора, причем с такой яростью, с негодованием самого факта существования Пелевина. 

Чаще всего он приводит в пример фрагмент диалога из романа «Чапаев и Пустота», уверяя что белые так говорить не могли. При этом сын с ним абсолютно не согласен. 

Он совершенно забил своего сына. Смотрел их подкаст, где бедный парень пытается возразить, он его перебивает и давит мнением. Тот же литературный критик Быков, который дико ревнует к Пелевину, потому что он сам неудавшийся писатель в определенной степени. И он постоянно его критикует и говорит, что каждый роман Пелевина это хроника пикирующего бомбардировщика, что он все хуже и хуже. Советская интеллигенция Пелевина очень с трудом воспринимает, его постмодернизм, его критику. И вообще по сути своей «Generation П» — история краха либеральной идеи в России, по большому счету. Не то что это было неким намерением, но это, безусловно, считывается. Мне кажется, они не могут смириться, что они тоже виноваты в этом, в каком-то смысле. 

Журналист Variety сравнивает вашу работу с Оливером Стоуном. Такое сравнение льстит режиссеру Гинзбургу?

Во-первых, я Стоуна люблю. Я думаю, что это больше льстит, чем не льстит.

Ему или вам? 

Это хороший вопрос (смеется). У Стоуна есть работы, которые мне очень нравятся. Variety это все время попытки  в какой-то жанр тебя запихнуть, стандартизировать. А фильм абсолютно вне жанра, наоборот занимается стебом над жанром. Там и экшен и мистика и что там только нет. И в этом смысле это для критиков такая соломинка, за которую они хватаются. 

Была информация что вы начали или собираетесь снимать S.N.U.F.F.

Канадский журналист и главный кинокритик The Globe and Mail посмотрел фильм, ему он понравился и он сделал со мной интервью. Мы говорили про Пелевина немножко и говорили про политическую ситуацию, про Украину. И я в контексте как раз Украины, ему говорю, кстати, у Пелевина есть роман, который мне очень интересен, под названием S.N.U.F.F., который я рассматриваю. Он же написал, что Гинзбург собирается экранизировать S.N.U.F.F. Эта история, безусловно, интригует меня бесконечно.    

Это пока просто интерес к произведению или есть мысли про экранизации? 

Это один из проектов, которые я развиваю. 

Мы как будто бы сейчас на самом деле начале жить в «S.N.U.F.F.»?

Абсолютно.

Мы говорили, что Generation про ту Россию. «S.N.U.F.F.» про эту Россию. Откуда у Пелевина такой дар предвидения?

Это конечно космос, нет никаких сомнений. Вообще «S.N.U.F.F.» — это его Лолита. Это в принципе история Лолиты. А все остальное это вокруг. По крайней мере, как я это вижу. Ни в коем случае не приуменьшаю политическую и историческую составляющую этой истории. Она абсолютно удивительна, что он все это увидел и предсказал. Это очень тонкое понимание политических процессов. Когда тот же Лимонов в 1991 году предсказывал практически войну, которая сейчас происходит, Пелевин не один в этом. Это часть политической теории, которая уже существовала. То, что он предсказал это, меня не столь впечатляет, сколько тот мир, который он создал и ту невероятную, жесточайшую совершенно сатиру, которую он создал. Но там и невероятная критика запада. Как всегда он всех мочит подряд. 

Если придется жить в мире, где нужно выбрать только одну книгу Пелевина, что вы выберите? 

«Generation П». Это абсолютный шедевр. Хотя мне последние его книги невероятно нравятся. 

Есть вопрос, на который вам очень хочется ответить, но никто не спрашивает? Скорее нужно не вопрос вспомнить, а то, что хочется очень сказать.

Я сейчас нахожусь в своем любимом месте Венис-Бич в Калифорнии. И никто никогда меня про него не спрашивает. Это удивительное место. Находится на берегу океана, каждые выходные здесь что-то невероятное происходит. 

Расскажите первую мысль, которая вас посещает, когда вы просыпаетесь в этом месте? И последняя мысль, которая у вас возникает в голове уже отходя ко сну?

Прямо перед моим домом находятся 12 кортов мини-тенниса. Обожаю. Я тут 20 лет живу, знаю там всех ребят. И первая мысль — получится ли у меня сегодня выбраться туда и поиграть. А засыпаю, в принципе, с той же мыслью. Звучит очень банально.

Это и хорошо.

А ещё я вчера из приюта спас пса. Ему 10 месяцев. 

И вы взяли его домой к себе? 

Да. Он невероятный красавец. Микс разных пород. У него было какое-то абсолютно травмированное детство. Очень надеюсь, что он придет в себя. 

Последний вопрос. Назовите саундтрек своей жизни.

Альбом «The Dark Side of the Moon» Pink Floyd.

Вы были на их концерте?

Нет, к сожалению, ни разу не был. Роджер Уотерс абсолютно гениальный. Люблю его музыку.


Беседовал Сергей Штоль

Поделиться: