1830 год. В военной академии Вест-Пойнт совершено загадочное не то самоубийство, не то убийство. Новая картина Netflix «Всевидящее око»  пытается распутать преступление с помощью молодого Эдгара По. Поможет ли фильму присутствие известного автора рассказов-страшилок и звездный каст попасть в список лучших картин января? Рассуждает Роман Райфельд.

Всевидящее око... но не Саурона
Источник фото

Название фильму дала фраза одного из героев рассказа Эдгара По «Сердце-обличитель». В ней описан глаз старика, ставшего жертвой убийцы — the pale blue eye (бледно-голубой глаз). И потому русское название — еще один пример того, как названия фильмов переводить не стоит. Ни отсылки к американскому писателю, ни намека на интерпретацию сути происходящего в киноленте в сочетании «всевидящее око» для русскоязычного зрителя, к несчастью, нет.

Говоря о месте преступления, сообщу, что академия Вест-Пойнт — старейшее и одно из нескольких самых крутых высших военных учебных заведений Америки. Сам По учился в ней как раз примерно в то время, когда происходили описанные события. Представьте себе, однажды ночью в академии находят молодого кадета, совершившего добровольный уход из жизни. Так кажется поначалу. Однако некто, проникший в помещение, где лежало мертвое тело, аккуратно вырезает у трупа сердце. Так шитое белыми нитками «дело о суициде» испаряется в миг, а вместо него возникает дело об убийстве. Комсостав Вест-Пойнта вынужден пригласить имеющего репутацию распутывателя самых изощрённых преступлений легенду нью-йоркского сыска Агустуса Ландора. Матёрому волку буквально в самом начале расследования попадается на глаза молодой кадет Эдгар По, который и подсказывает Ландору, как распутать историю, сообщив ему во первых строках, что убийца -… поэт. Это завязка.

Всевидящее око... но не Саурона

Пропустив далее всё, что касается действия и может испортить настроение борцам со спойлерами, подведу вас к финальной сцене. Разоблачение убийцы режиссеру не удалось сделать зрелищным и захватывающим, таким, что оторваться невозможно. Дело близится к развязке, и примерно за сорок минут до титров имеет место псевдомистическая сцена с огнём, которая своей глупостью и скорченными лицами участников вызывает у смотрящего вместо серьезных полных ужаса глаз кривую не то усмешку, не то ухмылку. А еще через десять минут вместо финальной кинематографической коды нам на блюдечке, как малосмышлённым, подают занудную, минут на двадцать сцену-диалог с долгими объяснениями и нескупыми мужскими слезами. Там же попутно прямо на экране происходит выпотрашивание душевных внутренностей, а после на зрителя выливается ещё и целый ушат философских измышлений двух главных героев на тему добра и зла. Такой вот сеанс у психотерапевта вышел. К этому моменту крайм всё ещё помнится, но ни от хоррора, ни от мистерии не остается и капли тумана.

Всевидящее око... но не Саурона

Но что-то же хорошее в фильме должно быть, раз более 50 тысяч пользователей кинопортала IMDB подарили ему совокупно чуть не 7 баллов из 10 возможных. Само собой! Есть Кристиан Бейл (хороший дружище режиссёра Скотта Купера), сыгравший пусть не самую блестящую свою роль, но так, что можно описать словами «у актера высокий профессиональный уровень, и ниже него он при всем желании опуститься не сможет». Кроме него — и это, на мой взгляд — реальный магнит картины, в касте присутствует британский 33-летний, но выглядящий как 20-летний профи Гарри Меллинг (салют фанатам Гарри Поттера и сериала «Ход королевы» ). О нем сейчас выходит множество публикаций. Не факт, что затмит по медиа-присутствию Тимоти Шаламе, но… Забавно, что написав это, я узнал, что на роль По вместо Меллинга претендовал именно Шаламе. Впрочем, это не все золото каста. Любопытно, что остальные звёзды словно попрятались и за гримом, и за костюмами: мы их не видим, а если и узнаем, то не сразу. Меж тем во « Всевидящем оке»  и Роберт Дюваль, и Шарлотта Генсбур, и Тимоти Сполл, и Джиллиан Андерсен. Возможно, это была задумка режиссера — придать им такой вид, чтобы никто из зрителей не догадался об их присутствии в кадре. Но это, согласитесь, странноватая интенция для создателя картины с немаленьким бюджетом в 72 миллиона. Про канадского композитора киноленты Говарда Шора («Властелин колец» , «Авиатор» , «Молчание ягнят», 3 «Оскара» ) просто упомяну и поставлю на этом point — т.е. точку.

Всевидящее око... но не Саурона

Этот фильм мог стать событием. Как минимум у «Сонной лощины» Тима Бёртона (1999) появился бы брат-близнец (в лучшем из смыслов). Как максимум, случилось бы новое замечательное, пусть без философских погружений, но захватывающее кинорасследование. Мог, но не стал. Точнее не захотел. При вполне внятном сюжете, балансирующем на грани детектива и мистического хоррора, фильм непростительно замедлился, удлинился, занудился и скатился с горы, так и не дотянув до вершины. Увы, но он не присоединится к списку гордости постановщика Скотта Купера, в кармане у которого два «Оскара» за его картину о престарелом кантри-певце в исполнении Джефа Бриджеса «Сумасшедшее сердце»  (2009).

«Всевидящее око» поставлено по одноименной изданной в 2003 году книге 59-летнего Луиса Байарда, американского писателя, специализирующегося на исторических романах. Лет 15 назад он даже получил премию имени Эдгара По. Впрочем, неизвестно еще, как сам По высказался бы о картине Скотта Купера, увидь её давно почивший писатель. Ведь сам литературный деятель, несмотря на огромную популярность, как автора, приобретенную после смерти, при жизни прежде всего был критиком.

Поделиться: