Петр Югай, Алматы

Каково это – жениться по шариату

Последние несколько лет я живу в исламе. Как всякий практикующий мусульманин, стараюсь жить по Сунне нашего пророка (мир ему и благословение), который завещал нам жениться и растить детей, чтобы потом гордиться многочисленностью своей общины в Судный день. Поэтому спустя полтора года после принятия ислама я задумался о женитьбе. Но я не знал, где и как искать невесту. Ведь по шариату не принято подходить и знакомиться с любой приглянувшейся вам девушкой. И в своем кругу искать нелегко, так как друзей-мусульман у меня было мало.

По совету наставников, я прежде всего сделал дуа – помолился и попросил Всевышнего помочь мне найти хорошую жену. Я точно знал, что она должна быть мусульманкой и желательно покрытой по всем правилам шариата. Я приготовился терпеливо ждать ответа на свою мольбу, но уже через полтора месяца встретил Асем.

Я занимался тогда фастфудом возле торгового центра и как-то заметил, что одна девушка приходит и заказывает донеры почти каждый день. Мне стало интересно, я начал узнавать, кто же она такая. Мои сотрудники даже подшучивали, мол, не просто она ходит сюда.

Оказалось, что она работала в одном из отделов нашего торгового центра. Мусульманка, недавно начала читать намаз. Только тогда она еще не носила хиджаб. Меня это не смутило, ведь я и сам не сразу понял свой путь.

Каково это – жениться по шариату 2

Если для Асем стать мусульманкой, читающей ежедневно пять раз намаз, было вполне закономерно, то мой путь к вере был необычным. Еще в школе, в средних классах, близкий друг-казах подарил мне на день рождения тумар, который стал моим оберегом. Я попросил его научить меня еще и какой-нибудь молитве, чтобы повторять ее в трудные минуты. Друг охотно написал мне короткое предложение на русском, которое я проговаривал про себя, не особо задумываясь о смысле. Но когда у меня пошли серьезные проблемы в делах, я пришел именно в мечеть, видимо, тумар, молитва, друг детства были тому причиной. Мне повезло – попался умный, образованный мусульманин, ставший моим наставником. А когда через год я решил пройти обряд посвящения – там нужно было произнести свидетельство о единстве Бога, шахаду – то с удивлением узнал знакомые с детства слова, написанные другом на бумажке.

Асем спустя какое-то время тоже начала соблюдать внешние атрибуты мусульманки. Но мы все еще не общались, я не знал, как подступиться к ней, не нарушив при этом правил. Подумав, попросил помощи у приятеля из того же торгового центра, который знал сестру Асем. И приятель помог, договорился об официальном знакомстве.

Наше первое свидание прошло, как положено, в людном месте, в кафе, в присутствии свидетелей.

Асем пришла с подругой, а я с другом. Второй раз нас было больше, встреча прошла уже с участием родственников девушки. Вообще, по шариату не принято долго встречаться, но есть упоминания, что разрешается делать это столько раз, сколько необходимо, чтобы узнать друг друга. Конечно же, не выходя за рамки дозволенного. Нам с Асем понадобилось примерно десять свиданий. Мы ходили в кино, кафе, разговаривали по телефону, практически все, как у обычных людей, за исключением лишь всевозможных поцелуев и объятий. Асем сразу произвела на меня впечатление. Хотя в подробности и глубины ее личности я не стал вдаваться. Не хотел копаться в человеке. Я мусульманин, и для меня самое важное, что она была верующей, читала намаз и правильно понимала роль мусульманской жены в браке.

Еще одно правило при вступлении в мусульманский брак – необходимо согласие родителей. Когда я привел Асем познакомить со своей семьей, мама не удивилась тому, что она казашка, но ее смутил хиджаб. Она даже пыталась уговорить Асем снять платок.

Убеждала, что можно читать намаз, но не покрываться, чтобы не бросаться в глаза людям. Но мы стояли на своем, объясняли, что так положено. И мама со временем смирилась. Во всяком случае, перестала заводить речь про платок. Папа отнесся ко всему проще, хотя тоже был заметно смущен.

Родители Асем приняли меня хорошо. Они живут в Астане и, узнав о намерениях дочери, сразу приехали в Алматы. В исламе особенно важно благословение отца девушки. И мы его получили, родители Асем, недолго думая, практически сразу дали свое согласие на наш брак.

Большого свадебного торжества мы не делали, просто собрались с нашими друзьями-мусульманами и поехали в горы к моему близкому теперь уже другу, имаму мечети поселка Горный садовод. Он провел обряд никах, и мы с Асем стали мужем и женой.

Каково это – жениться по шариату 3

Единственная заминка возникла со свадебным подарком, безвозмездным даром жениха невесте – махр – это обязательное условие по шариату.

Вид и размер махра зависит от договоренности между женихом и невестой и возможностей жениха. Но в основном дарят ювелирные украшения, значительную сумму денег или другие ценные вещи.

На церемонии имам спросил об этом у Асем, и она ответила, что пока еще не решила. Друг успокоил нас, пояснив, что можно определиться позднее. Но мы, если честно, затянули с этим вопросом. Махр обязателен, без него нельзя, и мы решили, что пока формально свадебным подарком послужит золотое обручальное кольцо. А в дальнейшем при первой же возможности я обязательно подарю жене уже что-нибудь более стоящее.

После никах мы все вместе поехали в мусульманское кафе, где отпраздновали заключение брака. Самым важным для нас было узаконить наши отношения перед Аллахом. Официальную же регистрацию мы отложили. Только через три года я случайно узнал, что на сайте e-gov можно онлайн зарегистрировать бракосочетание – это облегчило дело. Сидя дома за компьютером, мы с женой подали заявление, а через месяц пришли в загс, расписались и получили свидетельство.

Светским людям обычно нужно больше встреч, чтобы узнать друг друга. Моя родная сестра со своим нынешним мужем встречалась пять лет! А нам хватило месяца. Сейчас еще моден гражданский брак. Но я думаю, с человеком можно прожить целую жизнь – и так и не понять его до конца.

А я положился на Всевышнего и не ошибся, ни разу не пожалел о своем выборе. Надеюсь, она тоже.


Записала Райхан Рахим

Фото Максим Шатров

Поделиться: