Наш обзор. Без каких-либо спойлеров. Обещаем.

На протяжении последних 40 лет галактика Звездных войн существовала за счет двух простых истин: в мире есть хорошее и есть плохое. Есть сторона света, а есть сторона тьмы. Джедаи и Ситхи. Повстанческий Альянс и Империя. Противостояние и Первый Орден. Герои и злодеи постоянно борются с искушениями, но очень редко эта борьба выходит за пределы двух противоположностей. Говоря правдиво, приверженность этим простецким утверждениям устарела, ведь понятно, что добро и зло сосуществуют на одном спектре. «Последние джедаи» исследует эти моральные и психологические нюансы намного более детально, нежели все предыдущие части саги.

Действие «Последних джедаев» начинается сразу после событий седьмого эпизода, «Пробуждения Силы», с которого началось возрождение саги во главе с Джей Джей Абрамсом. Однако, после выхода «Пробуждения», Абрамса критиковали за то, что повествование слишком напоминает события оригинальной трилогии (новая Звезда Смерти и так далее). Когда за сиквел взялся Райан Джонсон, многих беспокоила возможность повторения той же истории, и «Последние джедаи» будет слишком похож на «Империя наносит ответный удар». Но я с удовольствием могу облегчить ваши переживания: за исключением пары деталей это не переделанный под копирку Пятый эпизод.

Наоборот, то, через что проходится перейти Противостоянию, больше напоминает космическую оперу замедленного действия в духе сериала «Звездный крейсер «Галактика»» 2004 года. Герои серьезно и местами даже очень логично продумывают стратегию ведения боя, а не размахивают световыми мечами в очередной космо-схватке. Больше всего напряжения и вовлечения аудитории, конечно же, обеспечила смерть Хана Соло в предыдущем эпизоде. Нет больше никакой гарантии безопасности. Наши герои, хоть и вымышленные, все равно не могут избежать смерти. Зрителям стало понятно, что Disney и Lucasfilm не боятся избавиться от кого угодно, даже от самого любимого фанатами мятежника.

В любом случае, Рей находится на планете Эч-То, где она нашла Люка Скайуокера в древнем храме Джедаев. После предательства Кайло Рена Люк не хочет брать другого ученика и потерял веру в учения джедаев. В этом фильме Марк Хаммил (Люк Скайуокер) достиг пика своего актерского мастерства, никогда еще он не играл эту роль с таким великолепным результатом. Искра в мечтательном взгляде его голубых глаз, которую мы видели четыре десятилетия назад на Татуине, почти выгорела. Он повидал слишком много, а его путь на вершину всегда прерывался разгромными падениями. Он сомневается в своей вере и не может смириться с тем, что оказался провальным учителем. Один выход – бросить своих друзей и их миссию и скрыться в заброшенном храме в одиночку.

Все эти изменения, которые мы видим в такой иконе кинематографа как Люк Скайуокер – это такое необходимое напоминание, что наши любимые истории никогда не заканчиваются. «Жили долго и счастливо» – это просто начало новой главы и, отпраздновав победу на Эндоре десятилетия назад, Люк, Лея и Хан продолжили свои жизни и встретили новые испытания на своем пути, с которыми им пришлось бороться или смириться. Многим может потребоваться какое-то время, чтобы переварить и принять эту информацию. Счастливые и беззаботные концовки историй больше не существуют, их заменили на правдивые и провокационные неизбежности жизни.  
Вот и Рей в этом фильме горит желанием вернуть легенду Противостояния обратно, чтобы вновь спасти мир. Но жизнь не всегда складывается по нашим планам. В то время как Люк разбирается с джедайством, Рей пытается разобраться, кто она такая и какое место занимает в этой войне. Это даже не вопрос добра и зла, а больше того, что ей кажется правильным. И, может, дети не совсем смогут понять эти замысловатые экзистенциальные кризисы, это те Звездные войны, которых заслуживают взрослые зрители – глубоко заглядывающие в водоворот человеческих эмоций и выходящие за рамки простого видения книг.

Также как и Хамилл, Кэрри Фишер – принцесса, которой был посвящен фильм, – дарит зрителям идеальную актерскую игру. Продолжение этой истории было бы просто немыслимо, если бы три ее столпа, Фишер, Хаммил и Форд, не согласились бы вернуться к своим ролям. Они настолько олицетворили Люка, Лею и Хана, что их герои словно выросли вместе с ними. В «Последних джедаях» Фишер играет ту же Лею, что и 40 лет назад – храбрую, убийственно смешную и смекалистую – но с новыми оттенками уверенности в своих силах, тихой мудрости и спокойствия, особенно в лице врага и людей, ждущих ее команд. Трагическая смерть Кэрри Фишер прошлым годом абсолютно точно добавит комок эмоций в последний фильм трилогии (в котором уже запланировано появление ее героини); лично я не представляю, как они собираются это провернуть. Но «Последние джедаи» определенно оставляет нас с изображением Фишер такой, какой она и была в жизни – огненной, целеустремленной и откровенной.

В фильме также очевидно то доверие, которое Disney/Lucalfilm испытывают по отношению к режиссеру/сценаристу Райану Джонсону. Написав очень глубокий сценарий, он с успехом перенес его на экран, не всем это удается. Схватку на планете красной пыли, которую вы видели в трейлерах, нельзя назвать ничем иным, как произведением искусства. Сцены на планете Эч-То искусно отражают контраст чувств главных героев и в соответствие с ними, небо то разрывает жестокий тропический шторм, то выглядит как самый идиллический закат в мире. Конечно, прослеживаются моменты, в которых очевидно, что Силу используют просто для добавления какого-то контекста и некоторые детали сюжета склеили между собой ничем большим кроме ленивой фантазии. Но, по большей части, со своими обязанностями Джонсон справился замечательно, фильм, как и его лучшие предшественники, полон детских фантазий о космосе и далеких цивилизациях, и во всех диалогах прослеживается свойственная Звездным войнам ироничная нотка юмора.

«Последние джедаи» – это заслуженный рост кинематографического сай-фай жанра. Это тот фильм, который фанаты, во многом, заслуживали долгие годы. Новый эпизод Звездных войн наконец-то встречает фанатов на полпути, он и развлекает, и дает пищу для размышлений.


Автор Мэтт Миллер

Иллюстрация Daniel Kordek